Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ СОШ № 23 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления в школу и обучения в ней.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ОВЗ:
Специально оборудованные учебные кабинеты
Дети-инвалиды и обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ участвуют в образовательной деятельности на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
- по индивидуальному учебному плану,
- при наличии медицинских показаний и соответствующих документовдля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В МБОУ СОШ № 23 возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Наименование учебного кабинета | Кол-во | Оснащенность |
Кабинет музыки | 1 | 100% |
Кабинет химии, географии | 1 | 90% |
Кабинет биологии, физики | 1 | 100% |
Кабинет информатики | 1 | 100% |
Мастерские | 2 | 75% |
Кабинеты начальных классов | 9 | 100% |
Кабинет русского языка | 2 | 100% |
Кабинет иностранного языка | 2 | 100% |
Кабинет математики | 1 | 100% |
Кабинет истории, обществознания | 1 | 100% |
Физкультурный зал | 1 | 100% |
Библиотека | 1 | 100% |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты школы оснащены учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для выполнения практической части рабочих программ по учебным предметам.
Кабинеты физики, химии, биологии, информатики, технологии оснащены учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием, другим необходимым оборудованием для выполнения лабораторных работ, опытов, практических занятий по учебным предметам, работ физического практикума, химического эксперимента и т.п.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
-В процессе обучения используются печатные пособия (карты, таблицы, схемы, диаграммы и др.), разработанные в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по учебным предметам. Образовательный процесс обеспечен полностью учебниками, содержание которых реализует федеральный государственный образовательный стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования в полном объеме.
Имеются электронные приложения по учебным предметам:
Электронные приложения к учебникам
Наименование | Кол-во |
Русский язык УМК Школа России. 1-4 класс | 190 |
Математика УМК Школа России 1-4 класс | 190 |
Окружающий мир УМК Школа России 1-4 класс | 190 |
Литературное чтение УМК Школа России 1-4 класс | 190 |
Азбука УМК Школа России 1-4 класс | 62 |
Английский язык 2-4. Вербицкая Л.В. | 130 |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
-Объекты спорта
1 Спортивных зал площадью 270,6 кв. м.
·Комплексная спортивная площадка, включающая площадки для игры в баскетбол, волейбол, беговая дорожка, футбольное поле
·Оборонно-спортивная полоса
Оснащение спортивного зала
П/н | Оборудование | Количество |
1. | Компьютер/ноутбук | 1 шт. |
2. | Канат для лазания | 1 шт. |
3. | Лыжи в комплекте (ботинки, крепления, палки) | 50пар |
4. | Шведская стенка | 2 шт. |
5. | Сетка баскетбольная | 4 шт. |
6. | Сетка волейбольная | 2 шт. |
7. | Гранаты для метания | 10 шт. |
8. | Обруч гимнастический | 14 шт. |
9. | Козёл гимнастический | 1 шт. |
10. | Мат гимнастический | 14шт. |
11. | Коврик гимнастический | 20 шт |
12. | Скакалка | 15 шт. |
13. | Мяч волейбольный | 8 шт. |
14. | Мяч баскетбольный | 18 шт. |
15. | Мяч футбольный | 8 шт. |
16. | Мяч гимнастический | 16 шт. |
17. | Гимнастические снаряды:
| 9 шт. |
18. | Палка гимнастическая | 21 шт |
19. | Конусы | 25 шт. |
20. | Обручи резиновые | 8 шт. |
21. | Стол теннисный | 2 шт. |
22. | Ракетки для тенниса | 4 шт. |
23. | Мячи теннисные | 10 шт. |
24. | Мячи для большого тенниса | 8 шт. |
25. | Насос | 3 шт. |
26. | Мячи для метания (150 гр.) | 12 шт. |
27. | Скаладром |
На территории школы расположена 1 спортивная площадка, мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
-
Специальные условия питания
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2020 г. № 270-ПП " Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питание (завтрак и обед) обучающихся с ограниченным возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому"
Постановление Администрации СГО от 03.12.2020г № 1661 " Об организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций на 2021-2022 год"
Специальные условия охраны здоровья
-
Медицинский кабинет МБОУСОШ № 23имеет площадь 31,9 кв. метра, в том числе кабинет врача – 15,8 кв. м, процедурный кабинет – 16,1 кв.м.
Медицинскую помощь учащимся оказывает ГАУЗ СО «Серовская городская больница» (договор от 09.01.2021г. б/№)
Кабинет лицензирован: приложение к лицензии № ЛО-66-01-003668 от 29 сентября 2015 г. серия Н 002688, выданное Министерством здравоохранения Свердловской области.
Оборудование медицинского кабинета
П/н | Наименование оборудования | Количество |
1. | Автоматический тонометр | 1 шт. |
2. | Весы медицинские | 1шт. |
3. | Ноутбук | 1 шт |
4. | МФУ | 1 шт |
5. | Термометр медицинский | 7 шт. |
6. | Ростомер | 1шт. |
7. | Стол стеклянный (прививочный) | 1 шт. |
8. | Стол для врача | 1 шт. |
9. | Ширма медицинская | 1 шт. |
10. | Кушетка смотровая | 2 шт. |
11. | Лампа кварцевая | 1 шт. |
12. | Холодильник для хранения (вакцины, медикаментов) | 1 шт. |
13. | Шкаф для хранения медикаментов (оказания первой медицинской помощи и медикаментов) | 1 шт. |
14. | Бактерицидный облучатель воздуха | 2 шт. |
15. | Стулья | 6 шт. |
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Школе;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Школе;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Школа создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивает:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ СОШ № 23 возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с другими обучающимися.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 23 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Информационная база Школы оснащена: -электронной почтой; -локальной сетью;-выходом в Интернет;-функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке МБОУ СОШ № 23 посредством Wi-Fi, а также вкомпьютерном классе.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет вШколе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и сотрудникам закрыт.
В МБОУ СОШ № 23 имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ТПМПК
https://2srv.uralschool.ru/?section_id=4 - сайт, который будет очень кстати, когда ребенок
пойдет в детский сад и в первый класс, так как этот сайт содержит ответы на
самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут
оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.
ПМПК
https://pmpkrf.ru/navigator/munitsipalnaya-pmpk-serovskogo-go/
http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409информационно-методический портал по
инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а
также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.
https://iqsha.ru/онлайн платформа интеллектуального развития
детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика,
окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание
озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно.
Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что
положительно скажется на его учебной мотивации.
https://uchi.ru/teachers/stats/main- отечественная онлайн платформа для
обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс
учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам
начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов
ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты
фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела,
которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным
подспорьем для учителя и родителей.
http://poskladam.ru/онлайн платформа обучению слогового чтения.
Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке,
чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по
мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания
поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении,
перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и
родителей.
https://www.igraemsa.ru/онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель
сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает
диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал
красочный, соответствует возрастным нормам.
https://www.yaklass.ru/p- образовательная платформа «Якласс».
Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы
есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение
практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен
читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы
способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия
проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах
http://rostok-cher.ru/obuchalochka -сайт
с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям
http://www.elfikacka3ka.ru/сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и
родителям
http://deti-kak-deti.org/index.html- сайт о особых детях, их жизни. Больше
похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
http://etoneotvet.ru/ - сайт социальной поддержки особых детей.
https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи,
коррекции поведения.
для
родителей
http://www.defectolog.ru - рекомендации для родителей по обучению и
воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития,
поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка,
об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации
дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
https://doorinworld.ru/publikaczii/deti-s-ovz-chto-za-diagnoz - «Дверь в мир»
для людей с ограниченными возможностями здоровья
для
педагогов
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМК
ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» для реализации особых образовательных потребностей
детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
https://www.defectologiya.pro/
- институт повышения квалификации и
переподготовки
https://logopedprofiportal.ru/
- онлайн – университет
длякоррекционныхпедагогов
и логопедов. Прикладные
курсы и программы от ведущих экспертов, актуальные и современные техники и
методики, общениеи опыт заслуженных специалистов – все
дляпрофессиональногороста, улучшения качества и результатов работы,
развития частной практики
http://www.uznai-prezidenta.ru/ Детский сайт Президента
Российской Федерации