1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. 1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в 1 классе начального общего образования. 1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в условиях ФГОС к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в начальной школе. 1.4. Задачи: - обеспечение личностно ориентированного взаимодействия учителя и детей; - ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); - учет индивидуальных способностей детей; - развитие самостоятельности и активности детей; - формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся. 1.5. Принципы безотметочного обучения: При оценивании следует соблюдать следующие принципы: • градации учебного материала, означающий, что на основе любого учебного материала должны быть предусмотрены различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки; • свободы выбора обучающимся трудности учебного задания, который позволяет обучающемуся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку; • постепенного накопления достижений, который означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуальным. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию; • свободы при улучшении обучающимся своих учебных достижений, который означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои ранние достижения. 2. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в соответствии с ФГОС 2 2.1. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. 2.2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). 2.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с обучающимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка. 2.4. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года; в день можно проводить не более одной контрольной работы. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с локальным актом МБОУ СОШ № 23. 2.5. При обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения в течение всего первого года и определения средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью других детей. 2.6. В первом классе домашние задания не задаются. 2.7. Безотметочное обучение устанавливается течение всего учебного года. 2.8 Качество усвоения знаний и умений во 1 классе оценивается следующими видами оценочных суждений два раза в год: • высокий уровень (В) — хорошо знает и может применить на практике в данной и других предметных областях; выполнение требований значительно выше достаточного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по 3 предыдущему учебному материалу; не более 1 недочета (2 недочета приравниваются к 1 ошибке); логичность и полнота изложения; • достаточный уровень (Д) — знает и может применять на практике в данной и других предметных областях; выполнение требований выше среднего: использование дополнительного материала, полнота, логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; • средний уровень (С) — знает, но иногда сомневается; достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; • низкий уровень (Н) — не знает; выполнение требований ниже среднего: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Данные оценочные суждения корректируются по мере усвоения обучающимися темы. 2.9. Главными критериями оценивания являются правильность и самостоятельность. 2.10. При оценивании следует соблюдать следующие принципы: - градации учебного материала, означающий, что должны быть предусмотрены различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки; - свобода выбора обучающимся трудности учебного задания, который позволяет обучающемуся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку; - постепенного накопления достижений, который означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуальным. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию; 4 - свободы при улучшении обучающимся своих учебных достижений, который означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои ранние достижения. 2.11. Оценивание образовательных достижений обучающихся предполагает, что: - оценивается не только результат, но и процессуальная сторона деятельности ученика; - содержание педагогической оценки должно «добавлять, а не вычитать», т.е. должны оцениваться индивидуальные достижения обучающихся, а не то, что он не сделал, не выучил, не запомнил; - текущее оценивание в учебном процессе должно быть по шкале «верно» «не верно»; - учебный материал имеет свои особенности, поэтому форма оценивания по разным предметам будет разной. 2.12. Оценочная деятельность педагога должна иметь следующую структуру: - наблюдение - формирование оценочного представления об ученике - измерение 2.13. При наблюдении учитель должен фиксировать: - скорость восприятия и переработки учебной информации обучающимся (быстрота); - запоминание информации (устойчивость); - тщательность выполнения работы (аккуратность, добросовестность); - учебную мотивацию школьника (желание, добровольность, активность); - регуляцию действия (самостоятельность, постоянство); - включение обучающихся в оценку собственных учебных возможностей. 3. Содержание, виды и формы контроля 3.1 Оцениванию подлежат: 3.1.1. уровень усвоения школьниками знаний, умений и навыков, обозначенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (листы прохождения учебного материала по темам, разделам). 3.1.2. количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется только по итогам учебного года на основании итоговой работы по предмету, итогового мониторинга. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе диагностических материалов, «папки» ученика, его рефлексивной самооценки. 5 3.1.3. творческий опыт школьника, то есть применение полученных знаний в учебной и практической деятельности (портфолио); 3.1.4. общеучебные умения: • умение организовывать свои дела: — самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; — учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем; — составлять план решения проблемы (задачи) вместе с учителем; — работая по плану, сверять свои действия с целью и, если нужно, исправлять ошибки с помощью учителя; — в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех; • умение пользоваться информацией: — самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи; — отбирать источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.; — сравнивать и группировать факты и явления; — определять причины явлений, событий; — делать выводы на основе обобщения знаний; — представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; • умение оценивать то, что происходит вокруг: — отделять поступки от самого человека; — в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (потому что люди из различных групп общества оценивают их по-разному); • умение общаться: — оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; — высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; — читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: • вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); • отделять новое от известного; • выделять главное; 6 составлять план; 3.1.5. умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); 3.1.6. умение уважительно относиться к позиции другого, договариваться. • 4. Виды и формы контроля, отражающиеся в оценке Видами контроля являются: стартовый, пооперационный, контроль по результату, рефлексивный, итоговый. 4.2. Формы контрольных работ: самостоятельные, стартовые, тестовые диагностические, тематические проверочные, итоговые проверочные, зачетные, олимпиадные, исследовательские, проектные, а также результаты выступлений на смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, соревнованиях, ситуативных играх, праздниках. 4.1. 5. Требования к контролю и оценке Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка — рефлексивной и прогностической. 5.2. Требования к контролю: • системность и регулярность контроля как отдельного обучающегося, так и класса в целом; • использование контроля в интересах всех обучающихся и в целях их обучения, воспитания и развития; • всесторонность, отражающаяся как в контроле за усвоением образовательных стандартов, так и в сформированное универсальных умений; • объективность, выражающаяся в создании равных для всех обучающихся условий при любых формах контроля; • оптимальность контроля, который должен быть организован таким образом, чтобы за минимальное время получить необходимые данные о его результатах. 5.1. 6. Механизм оценивания Существенной особенностью контроля является формирование умения контролировать свою учебную деятельность (планирование, выполнение, получение результата, корректирование деятельности в зависимости от полученного результата) самими обучающимися, в частности: 7 6.1. развитие у обучающихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, просчеты, неточности, намечать способы их устранения; 6.2. обучение способам самоконтроля и самооценки, увеличение объема самостоятельной работы; 6.3. обеспечение максимальной продуктивной учебной деятельности школьников: умение различать способы и результаты собственной учебной деятельности, развитие и совершенствование коммуникативных умений, повышение интереса к учению, понимание смысла учения; 6.4. использование педагогом разнообразных методических приемов диагностики мотивации, интереса к учению при выстраивании технологии контроля и оценивания результатов учебной деятельности. 7. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в процессе новой системы оценивания результатов учения 7.1. Учителя на родительских собраниях обязаны познакомить родителей (законных представителей) обучающихся с особенностями и критериями оценивания, доказать преимущество данной системы оценивания учебной деятельности и заручиться их одобрением и поддержкой. 7.2. В целях информирования родителей (законных представителей) обучающихся о результатах обучения и развития их детей учителя регулярно проводят индивидуальные консультации, отмечают текущие достижения в дневниках обучающихся, а по итогам учебной четверти на родительских собраниях знакомят с результатами достижений. 7.3. По согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся вводится и оформляется папка «Мои достижения». 8. Ведение документации. 8.1 Документация учителя: 8.1.1. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в 1 классе в классный журнал не выставляются. 8.1.2. В целях обеспечения безотметочного обучения учителями осуществляются: - качественная и количественная (один раз в год) характеристика знаний, умений и навыков обучающихся, ведутся портфолио, листы прохождения учебного материала, листы развития общеучебных навыков. 8 8.1.3. Два раза в год проводится анализ педагогической деятельности на основе анализа учебной работы обучающихся, включающий следующие данные: динамику развития обучающихся за учебный период; - уровень усвоения обучающимися универсальных учебных действий по основным темам; - уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности обучающихся; - сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; - выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 8.2. Документация обучающихся: Для выполнения итоговых и тематических контрольных работ по русскому языку и математике вводятся специальные тетради (листы), которые на протяжении года хранятся в школе и выдаются обучающимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. 8.3. Администрация школы: 8.3.1. В своей деятельности администрация школы использует для анализа все необходимые материалы учителей, обучающихся и педагогапсихолога (классный журнал, содержательный анализ педагогической деятельности учителя за год, анализ проверочных и контрольных работ, тетради обучающихся, результаты психолого-педагогической диагностики) для создания целостной картины образовательной деятельности в начальной школе. 8.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, администрация классифицирует, используя информационные технологии, с целью определения динамики в развитии и образовании обучающихся в течение первого класса. 8.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя "проблемные" места, достижения и трудности, как обучающихся, так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. 9. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности 9.1. Между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей 9 деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 9.2. Права и обязанности обучающихся. 9.2.1. Обучающиеся имеют право: - на собственную оценку своих достижений и трудностей; - на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий; - на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни; - на ошибку и время для ее ликвидации; - на участие в разработке критериев оценивания своей работы; - на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности. 9.2.2. Обучающиеся обязаны: - по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; - осваивать способы осуществления контроля и оценки; - иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика. 9.3. Права и обязанности учителя 9.3.1. Учитель имеет право: - иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся; - самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений обучающихся. 9.3.2. Учитель обязан: соблюдать основные Положения безотметочного обучения; - соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся; - оценивать обучающихся только относительно их собственных возможностей и достижений; - работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки; - оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; - фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений; - доводить до сведения родителей достижения и успехи обучающихся. 9.4. Права и обязанности родителей 9.4.1. Родитель имеет право: - иметь информацию о принципах и способах оценивания достижений в школе; - на получение достоверной информацию об успехах и достижениях своего 10 ребенка; - на индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребенка. 9.4.2. Родитель обязан: - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; - посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. 10. Ответственность сторон. 10.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы - становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников. 10.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком. 10.3. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания. 11. Ответственность сторон. 11.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы - становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников. 11.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком. 11.3. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания. 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)