Положение о безотметочном обучении в 1 классе

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы,
федеральным государственным образовательным стандартам начального
общего образования.
1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов
обучения в 1 классе начального общего образования.
1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных
условий для адаптации ребенка в условиях ФГОС к школе, обеспечивающих
его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание,
совершенствование способов оценивания учебных достижений в начальной
школе.
1.4. Задачи:
- обеспечение личностно ориентированного взаимодействия учителя и детей;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его
собственными вчерашними достижениями);
- учет индивидуальных способностей детей;
- развитие самостоятельности и активности детей;
- формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся.
1.5. Принципы безотметочного обучения:
При оценивании следует соблюдать следующие принципы:
•
градации учебного материала, означающий, что на основе любого
учебного материала должны быть предусмотрены различные виды заданий, с
которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки;
•
свободы выбора обучающимся трудности учебного задания, который
позволяет обучающемуся осознать свою ответственность за результат
учебной деятельности и формировать адекватную самооценку;
•
постепенного накопления достижений, который означает, что темп
накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуальным.
При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей
оцениванию;
•
свободы при улучшении обучающимся своих учебных достижений,
который означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои ранние
достижения.
2. Организация системы оценивания учебных достижений младших
школьников в условиях безотметочного обучения в соответствии с ФГОС

2

2.1. В первом классе исключается система балльного (отметочного)
оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики,
заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).
Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном
ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше
обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
2.2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные
качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности
памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
2.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения
обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его
собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается
каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно
найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление
инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль:
сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их
причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и
регулируемой обратной связи с обучающимися должно быть ориентировано
на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание
должно быть направлено на эффективное обучение ребенка.
2.4. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные
работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце
учебного года; в день можно проводить не более одной контрольной работы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с локальным актом
МБОУ СОШ № 23.
2.5. При обучении чтению категорически запрещается проверка
скорости чтения в течение всего первого года и определения средней
скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно
проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в
течение учебного года, не сравнивая со скоростью других детей.
2.6. В первом классе домашние задания не задаются.
2.7. Безотметочное обучение устанавливается течение всего учебного
года.
2.8 Качество усвоения знаний и умений во 1 классе оценивается
следующими видами оценочных суждений два раза в год:
•
высокий уровень (В) — хорошо знает и может применить на практике в
данной и других предметных областях; выполнение требований значительно
выше достаточного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по
3

предыдущему учебному материалу; не более 1 недочета (2 недочета
приравниваются к 1 ошибке); логичность и полнота изложения;
•
достаточный уровень (Д) — знает и может применять на практике в
данной и других предметных областях; выполнение требований выше
среднего: использование дополнительного материала, полнота, логичность
раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего
отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по
пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения
материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала;
•
средний уровень (С) — знает, но иногда сомневается; достаточный
минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной
работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному
материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
раскрытия вопроса;
•
низкий уровень (Н) — не знает; выполнение требований ниже среднего:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5
ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики,
неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации
либо ошибочность ее основных положений.
Данные оценочные суждения корректируются по мере усвоения
обучающимися темы.
2.9. Главными критериями оценивания являются правильность и
самостоятельность.
2.10. При оценивании следует соблюдать следующие принципы:
- градации учебного материала, означающий, что должны быть
предусмотрены различные виды заданий, с которыми могут справиться
учащиеся любого уровня подготовки;
- свобода выбора обучающимся трудности учебного задания, который
позволяет обучающемуся осознать свою ответственность за результат
учебной деятельности и формировать адекватную самооценку;
- постепенного накопления достижений, который означает, что темп
накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуальным.
При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей
оцениванию;

4

- свободы при улучшении обучающимся своих учебных достижений,
который означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои ранние
достижения.
2.11. Оценивание образовательных достижений обучающихся
предполагает, что:
- оценивается не только результат, но и процессуальная сторона
деятельности ученика;
- содержание педагогической оценки должно «добавлять, а не вычитать», т.е.
должны оцениваться индивидуальные достижения обучающихся, а не то, что
он не сделал, не выучил, не запомнил;
- текущее оценивание в учебном процессе должно быть по шкале «верно» «не верно»;
- учебный материал имеет свои особенности, поэтому форма оценивания по
разным предметам будет разной.
2.12. Оценочная деятельность педагога должна иметь следующую
структуру:
- наблюдение
- формирование оценочного представления об ученике
- измерение
2.13. При наблюдении учитель должен фиксировать:
- скорость восприятия и переработки учебной информации обучающимся
(быстрота);
- запоминание информации (устойчивость);
- тщательность выполнения работы (аккуратность, добросовестность);
- учебную мотивацию школьника (желание, добровольность, активность);
- регуляцию действия (самостоятельность, постоянство);
- включение обучающихся в оценку собственных учебных возможностей.
3. Содержание, виды и формы контроля
3.1 Оцениванию подлежат:
3.1.1. уровень усвоения школьниками знаний, умений и навыков,
обозначенных в Федеральном государственном стандарте начального общего
образования (листы прохождения учебного материала по темам, разделам).
3.1.2. количественная характеристика знаний, умений и навыков
определяется только по итогам учебного года на основании итоговой работы
по предмету, итогового мониторинга. Качественная характеристика знаний,
умений и навыков составляется на основе диагностических материалов,
«папки» ученика, его рефлексивной самооценки.
5

3.1.3. творческий опыт школьника, то есть применение полученных
знаний в учебной и практической деятельности (портфолио);
3.1.4. общеучебные умения:
• умение организовывать свои дела:
—
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения;
—
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с
учителем;
—
составлять план решения проблемы (задачи) вместе с учителем;
—
работая по плану, сверять свои действия с целью и, если нужно,
исправлять ошибки с помощью учителя;
—
в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы
всех;
• умение пользоваться информацией:
—
самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения
учебной задачи;
—
отбирать источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников, находить информацию в текстах,
таблицах, схемах, иллюстрациях и др.;
—
сравнивать и группировать факты и явления;
—
определять причины явлений, событий;
—
делать выводы на основе обобщения знаний;
—
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
• умение оценивать то, что происходит вокруг:
—
отделять поступки от самого человека;
— в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (потому что люди из
различных групп общества оценивают их по-разному);
• умение общаться:
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и
жизненных речевых ситуаций;
— высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя
аргументы;
— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
— читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
• вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы
к тексту и искать ответы, проверять себя);
• отделять новое от известного;
• выделять главное;
6

составлять план;
3.1.5. умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
3.1.6. умение уважительно относиться к позиции другого,
договариваться.
•

4.

Виды и формы контроля, отражающиеся в оценке

Видами контроля являются: стартовый, пооперационный,
контроль по результату, рефлексивный, итоговый.
4.2.
Формы контрольных работ: самостоятельные, стартовые,
тестовые
диагностические,
тематические
проверочные,
итоговые
проверочные, зачетные, олимпиадные, исследовательские, проектные, а
также результаты выступлений на смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, соревнованиях, ситуативных играх, праздниках.
4.1.

5.

Требования к контролю и оценке

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а
оценка — рефлексивной и прогностической.
5.2.
Требования к контролю:
• системность и регулярность контроля как отдельного обучающегося, так и
класса в целом;
• использование контроля в интересах всех обучающихся и в целях их
обучения, воспитания и развития;
• всесторонность,
отражающаяся как в контроле за усвоением
образовательных стандартов, так и в сформированное универсальных
умений;
• объективность, выражающаяся в создании равных для всех обучающихся
условий при любых формах контроля;
• оптимальность контроля, который должен быть организован таким
образом, чтобы за минимальное время получить необходимые данные о его
результатах.
5.1.

6. Механизм оценивания
Существенной особенностью контроля является формирование умения
контролировать свою учебную деятельность (планирование, выполнение,
получение результата, корректирование деятельности в зависимости от
полученного результата) самими обучающимися, в частности:
7

6.1.
развитие у обучающихся навыков самоконтроля за степенью
усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные
ошибки, просчеты, неточности, намечать способы их устранения;
6.2.
обучение способам самоконтроля и самооценки, увеличение
объема самостоятельной работы;
6.3.
обеспечение максимальной продуктивной учебной деятельности
школьников: умение различать способы и результаты собственной учебной
деятельности, развитие и совершенствование коммуникативных умений,
повышение интереса к учению, понимание смысла учения;
6.4.
использование педагогом разнообразных методических приемов
диагностики мотивации, интереса к учению при выстраивании технологии
контроля и оценивания результатов учебной деятельности.
7. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в процессе
новой системы оценивания результатов учения
7.1.
Учителя на родительских собраниях обязаны познакомить
родителей (законных представителей) обучающихся с особенностями и
критериями оценивания, доказать преимущество данной системы
оценивания учебной деятельности и заручиться их одобрением и
поддержкой.
7.2.
В целях информирования родителей (законных представителей)
обучающихся о результатах обучения и развития их детей учителя регулярно
проводят индивидуальные консультации, отмечают текущие достижения в
дневниках обучающихся, а по итогам учебной четверти на родительских
собраниях знакомят с результатами достижений.
7.3.
По согласованию с родителями (законными представителями)
обучающихся вводится и оформляется папка «Мои достижения».
8. Ведение документации.
8.1 Документация учителя:
8.1.1. Классный журнал является главным документом учителя и
заполняется соответственно программе. Отметки в 1 классе в классный
журнал
не
выставляются.
8.1.2. В целях обеспечения безотметочного обучения учителями
осуществляются:
- качественная и количественная (один раз в год) характеристика знаний,
умений и навыков обучающихся, ведутся портфолио, листы прохождения
учебного материала, листы развития общеучебных навыков.
8

8.1.3. Два раза в год проводится анализ педагогической деятельности
на основе анализа учебной работы обучающихся, включающий следующие
данные:
динамику
развития
обучающихся
за
учебный
период;
- уровень усвоения обучающимися универсальных учебных действий по
основным темам;
- уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности
обучающихся;
- сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших
трудностей;
- выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
8.2. Документация обучающихся:
Для выполнения итоговых и тематических контрольных работ по
русскому языку и математике вводятся специальные тетради (листы),
которые на протяжении года хранятся в школе и выдаются обучающимся для
выполнения контрольных работ и работ над ошибками.
8.3. Администрация школы:
8.3.1. В своей деятельности администрация школы использует для
анализа все необходимые материалы учителей, обучающихся и педагогапсихолога (классный журнал, содержательный анализ педагогической
деятельности учителя за год, анализ проверочных и контрольных работ,
тетради обучающихся, результаты психолого-педагогической диагностики)
для создания целостной картины образовательной деятельности в начальной
школе.
8.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса,
администрация классифицирует, используя информационные технологии, с
целью определения динамики в развитии и образовании обучающихся в
течение первого класса.
8.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей
администрация проводит анализ работы педагогического коллектива,
определяя "проблемные" места, достижения и трудности, как обучающихся,
так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи на
последующий год обучения.
9. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
9.1. Между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и
администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо
строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого
сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей
9

деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки
одного субъекта деятельности другим.
9.2. Права и обязанности обучающихся.
9.2.1. Обучающиеся имеют право:
- на собственную оценку своих достижений и трудностей;
- на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;
- на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной
жизни;
- на ошибку и время для ее ликвидации;
- на участие в разработке критериев оценивания своей работы;
- на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
9.2.2. Обучающиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
- осваивать способы осуществления контроля и оценки;
- иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых
отражается контрольно-оценочная деятельность ученика.
9.3. Права и обязанности учителя
9.3.1. Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
- самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных
достижений обучающихся.
9.3.2. Учитель обязан:
соблюдать
основные
Положения
безотметочного
обучения;
- соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности
обучающихся;
- оценивать обучающихся только относительно их собственных
возможностей и достижений;
- работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также
уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех
сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
- фиксировать динамику развития и обученности ученика только
относительно его собственных возможностей и достижений;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи обучающихся.
9.4. Права и обязанности родителей
9.4.1. Родитель имеет право:
- иметь информацию о принципах и способах оценивания достижений в
школе;
- на получение достоверной информацию об успехах и достижениях своего
10

ребенка;
- на индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и
трудностей в обучении своего ребенка.
9.4.2. Родитель обязан:
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с
которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская
работа по оказанию помощи в образовании их детей.
10. Ответственность сторон.
10.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных
пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной
задачи начальной школы - становления учебной самостоятельности (умения
учиться) младших школьников.
10.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения
одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет
право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в
установленном Уставом школы порядком.
10.3. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение
педагогического
такта
являются
предметом
административного
разбирательства и общественного порицания.
11. Ответственность сторон.
11.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных
пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной
задачи начальной школы - становления учебной самостоятельности (умения
учиться) младших школьников.
11.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения
одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет
право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в
установленном Уставом школы порядком.
11.3.
Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение
педагогического
такта
являются
предметом
административного
разбирательства и общественного порицания.

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».