Положение о школьной библиотеке

1. бщие положения

1.1. Данное Положение о школьной библиотеке (далее по тексту –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
1.2. Данное Положение обозначает основные принципы, задачи и
функции библиотеки в МБОУ СОШ № 23, определяет организацию
деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а
также регламентирует права и обязанности пользователей и работников
библиотеки МБОУ СОШ № 23.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки МБОУ СОШ № 23, которая способствует формированию
культуры личности обучающихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными
документами
учитывается
при
лицензировании
образовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных,
аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13
Федерального закона № 114-ФЗ относятся:
2

-официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
-материалы, авторами которых являются лица, осужденные в
соответствии с международно-правовыми актами за преступления против
мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью
первой статьи 1 Федерального закона №114-ФЗ;
- любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 №114-ФЗ.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
2.7. МБОУ СОШ № 23 несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение образовательной деятельности и самообразования
обучающихся и педагогов МБОУ СОШ № 23.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности —
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
- бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
-цифровом;
-коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной
библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
3

4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов МБОУ
СОШ № 23:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации,
учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю МБОУ СОШ № 23;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
-обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
-предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
-создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
-способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
-организует
обучение
навыкам
независимого
библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
работы с книгой и информацией;
-оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих
в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
-организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей, и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
-выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
4

-создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
-способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных
вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения)
с
целью
формирования
оптимального
состава
библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного фонда.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда
общеобразовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным
и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом
работы школьной библиотеки.
5.2. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор МБОУ СОШ № 23 в соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 23.
5

5.3. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем
в соответствии с правилами внутреннего распорядка МБОУ СОШ № 23.
5.4. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
-двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
-одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
-не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор
несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание
комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог – библиотекарь,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
директором МБОУ СОШ № 23, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и Уставом МБОУ СОШ № 23.
6.3. Педагог-библиотекарь назначается директором МБОУ СОШ № 23,
является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки
и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе,
которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются
директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего
годового плана МБОУ СОШ № 23.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в
соответствии с расписанием работы МБОУ СОШ № 23.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
6

- получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
- продлевать срок пользования документами и литературой;
- участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
-соблюдать правила пользования библиотекой;
-бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
-пользоваться ценными и справочными документами и литературой
только в помещении библиотеки школы;
-убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;
-расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 7 классов);
-возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
-заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в
библиотеку производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных
законных представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь
может обращаться к педагогу – библиотекарю.
7

9.8.
Запрещается
обращение
к
ресурсам
сети
Интернет,
предполагающим оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке
экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки
производится
согласно
утвержденным
санитарно-гигиеническим
требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом
МБОУ СОШ № 23.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».