Серовский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 СОГЛАСОВАНО: На Педагогическом совете МБОУ СОШ № 23 Протокол от 28.05.2021 года № 7 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 23 от «30» мая 2021г. № 42 _______________И.В. Счастливцева . ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам МБОУ СОШ № 23 (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением главного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным общеразвивающим программам школы (далее - образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам направлена на: - формирование и развитее творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирования и укрепления здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающегося; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; - социализацию и адаптацию обучающихся в жизни общества; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, 2 осуществляемых за пределами федеральных государственных стандартов и федеральных государственных требований. 1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой. Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании. 2. Формирование и утверждение образовательных программ 2.1. В МБОУ СОШ № 23 реализуются образовательные программы различной направленности: - Естественнонаучная направленность; - Физкультурно-спортивная направленность; - Художественная направленность; - Техническая направленность; - Туристско-краеведческая направленность; - Социально-педагогическая направленность. 2.2. Требования к структуре образовательных программ. 2.2.1. Структура общеобразовательных общеразвивающих программ должна включать: а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена образовательная программа; название образовательной программы, которая отражает ее содержание и направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; срок реализации образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной программы. Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Минобрнауки в приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242; б) пояснительную записку: общая характеристика программы, которая отражает актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность, категорию учащихся; объем и срок освоения программы, форму обучения, отличительные особенности (при наличии), условия реализации программы; планируемые результаты; в) содержание программы: учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2 письма Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. План может быть составлен на весь период освоения программы или на учебный год, если срок реализации программы составляет более двух лет. В плане должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов учебной деятельности воспитанников, формы аттестации; 3 календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в приложении 3 письма Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. График должен содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму проведения занятия, количество часов, тему занятия, место проведения и форму контроля. Также в содержание программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов, и при наличии условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, индивидуальные учебные планы; г) организационно-педагогические условия: кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей, вспомогательного и обслуживающего персонала, уровень их образования; материально-технические: помещение, учебное оборудование; учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы; д) оценку качества освоения программы: формы текущего контроля, формы промежуточной и итоговой аттестации (при наличии); примерный перечень контрольных вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты. 2.2. Разработка образовательных программ. 2.2.1. Образовательные программы формируют педагоги дополнительного образования школы, реализующие образовательные программы. При необходимости к разработке привлекается методист. 2.2.2. Программы разрабатываются с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов при формировании программы учитываются особенности их психофизического развития. 2.4. Утверждение и пересмотр образовательных программ. 2.4.1. Образовательную программу утверждает директор школы. 2.4.2. Утвержденные программы размещаются на информационном стенде и официальном сайте школы. 2.4.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в структурном подразделении и в школе, копии - у педагогов дополнительного образования и заместителя директора по воспитательной работе. 2.4.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы. 3. Прием на обучение и отчисление обучающихся 3.1. К освоению образовательных программ допускаются обучающиеся школы в возрасте от 6,5 до18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой 4 программы. При наличии свободных мест к обучению допускаются обучающиеся из других общеобразовательных организаций. 3.2. Прием на обучение. 3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере комплектования групп в течение учебного года, включая каникулярное время. 3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном стенде и официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при наличии утвержденной образовательной программы. 3.2.3. Для поступления на обучение заявитель представляет в школу и (или) в структурное подразделение в установленные сроки комплект документов: - заявление, составленное обучающимся или родителем (законным представителем) обучающегося; - копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; - копию документа, удостоверяющего личность обучающегося, - копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; - копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); - копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). 3.2.4. Для поступления на обучение по образовательным программам на платной основе с обучающимся и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение обучающегося, зачисляемого на обучение, заключается договор на оказание платных образовательных услуг. 3.2.5. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора школы, в течение 3 рабочих дней. 3.2.6 После издания распорядительного акта между родителями (законными представителями) ребенка или поступающим (в случае достижения 14-летнего возраста) заключается договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам. 3.3. Отчисление. 3.3.1. Отчисление обучающихся производится: а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе или при переводе обучающегося в другую образовательную организацию; б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей); 3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора школы. 4. Организация образовательного процесса 4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и утвержденной образовательной программой. 5 4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам может осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Обучающиеся школы осваивают образовательную программу без отрыва от обучения по основной общеобразовательной программе. 4.3. Программы реализуются школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 4.4. Обучение осуществляется очно, очно-заочно, заочно, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) и электронного обучения (далее - ЭО), если это позволяет реализуемая программа. 4.5. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом. 4.6. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4.7. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности программы. Рекомендовано придерживаться следующего количества: 12-15 обучающихся в одном объединении. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 4.8. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. 4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители). 4.10. При реализации программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 4.11. При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.12. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. 6 5. Особенности организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 5.1. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ в школе обеспечиваются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и гарантирующей освоение обучающимися программ в полном объеме. 5.2. При реализации программ с применением ЭО образовательная организация и ДОТ самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ. 5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и ДОТ допускается отсутствие аудиторных занятий. 5.4. Необходимым условием реализации программ с применением ЭО и ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной среды школы, которая обеспечивает: - предоставление всех необходимых сервисов централизованного автоматизированного управления обучением; - быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию и возможность многократного использования; - единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии с современными стандартами в сфере ЭО и ДОТ; - широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. 5.5. При реализации программ с использованием ЭО и ДОТ материально-техническая база включает в себя: - техническую и административную инфраструктуру, платформу для структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на синхронное и асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим составом; - компьютерные классы; - приемные станции, в том числе сети Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с; - подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и (или) корпоративной компьютерной сети; - электронный архив учебного материала; - электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин; - офисное оборудование. 5.6. Требования к техническому оснащению рабочего места обучающегося и педагогического работника: 7 - персональный компьютер с доступом к сети Интернет: операционная система не ниже Windows 7 и программное обеспечение - DirectX, Adobe Flash Player, Microsoft Explorer; - компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или) аудиоколонки; - доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину и паролю. 5.7. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение школы, независимо от местонахождения обучающихся. 6. Особенности организации учебного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов 6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательный процесс по программам организуется с учетом особенностей их психофизического развития. Кроме того, при реализации программ создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. 6.2. Сроки обучения по программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов. 6.3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов может осуществляться при соблюдении следующих условий: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: - адаптация официального сайта школы в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); - размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; - выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); 8 - доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию школы, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого воспитанника; б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); - предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации; в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: - материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения школы, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 6.4. Численный состав объединения уменьшается при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов. 6.5. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек. 6.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой группы. 6.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа. 6.8. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. 6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по программам может осуществляться на основе программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку. 6.10. При реализации программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 9 6.11. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном виде с учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 7. Итоговая аттестация 7.1. Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией обучающихся. Возможные формы итоговой аттестации: тестирование, контрольная работа, письменная работа, устный опрос, защита реферата, зачет, выполнение проекта или творческой работы, выставка. 7.2. Итоговая аттестация проводится итоговой аттестационной комиссией, назначаемой приказом директора школы. 7.3. Результаты итоговой аттестации в любой из форм определяются оценками «аттестован», «не аттестован». 7.4. Обучающимся, завершившим обучение по образовательной программе и успешно прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться документы об обучении (сертификаты, свидетельства и т. п.), форма которых устанавливается школой и структурным подразделением, реализующим образовательную программу. 8. Мониторинг образовательной деятельности 8.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и результатами реализации образовательных программ структурными подразделениями школы. 8.2. Мониторинг осуществляется с использованием: - реестра образовательных программ, реализуемых в структурных подразделениях в текущем календарном году; - сведений о реализации образовательных программ структурными подразделениями в истекшем полугодии. 8.3. Сводные данные мониторинга за истекший учебный год подлежат размещению на официальном сайте школы. 8.4. Оценка соответствия процедуры организации и осуществления образовательной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ, а также качества освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися проводится директором школы. 10