1. Общие положения 1.1. Данное Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества образования МБОУ СОШ № 23 (далее по тексту – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями), Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 1.2. Данное Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 23 (далее – система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в образовательной организации. 1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности МБОУ СОШ № 23. 1.4. Система оценки качества образования (СОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители, педагогический совет школы, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы. 1.6. МБОУ СОШ № 23 обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.7. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами. 1.8. Качество образования — комплексная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательной деятельности нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам. 2 1.9. Качество условий — это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательной деятельности. 1.10. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательной деятельности. 1.11. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. 1.12. Мониторинг в системе образования — комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. 1.13. Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной деятельности. 1.14. Измерение — метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольно-измерительных материалов), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.15. Оценка качества образования осуществляется посредством: -системы контрольно-инспекционной деятельности; -общественной экспертизы качества образования; -лицензирования; -государственной аккредитации; -государственной (итоговой) аттестации выпускников; -мониторинга качества образования. 1.16. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: -образовательная статистика; -промежуточная и итоговая аттестация; -мониторинговые исследования; -социологические опросы; -отчеты работников школы; -посещение уроков и внеклассных мероприятий. 1.17. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования: -качество процессов; 3 -качество условий (программно-методические, материальнотехнические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.); -качество результата. 1.18. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы общеобразовательной организации за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования 2.1. Целями системы оценки качества образования являются: -формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе; -получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; -предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности достоверной информации о качестве образования; -принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; -прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются: -формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; -формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; -формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; -изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы; -определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности ФГОС; -определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; -обеспечение доступности качественного образования; -оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; 4 -определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; -выявление факторов, влияющих на качество образования; -содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; -определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; -определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам; -расширение общественного участия в управлении образованием в школе; -содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: -объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; -реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; -открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; -преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; -доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; -рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; -повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; -оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); -инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); -минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; -сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; 5 -взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; -соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 3.Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: - администрацию МБОУ СОШ № 23, - Педагогический совет, - Методический совет МБОУ СОШ № 23, - методические объединения учителей-предметников, временные структуры (психолого-педагогический консилиум, комиссии и др.). 3.2. Администрация МБОУ СОШ № 23: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора МБОУ СОШ № 23и контролирует их исполнение; -разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования МБОУ СОШ № 23, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в МБОУ СОШ № 23 контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в МБОУ СОШ № 23, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне МБОУ СОШ № 23; - организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки работников МБОУ СОШ № 23 и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы МБОУ СОШ № 23 за учебный год и т.д.); 6 - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО. 3.3. Методические объединения учителей-предметников: - участвуют в разработке методики оценки качества образования; - участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития МБОУ СОШ № 23; -участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов МБОУ СОШ № 23; -содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; -проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; -готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне МБОУ СОШ № 23. 3.4. Педагогический совет МБОУ СОШ № 23: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в МБОУ СОШ № 23; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в МБОУ СОШ № 23; - инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования МБОУ СОШ № 23; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебной деятельности в МБОУ СОШ № 23; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБОУ СОШ № 23 по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в МБОУ СОШ № 23, об охране труда, здоровья и 7 жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности МБОУ СОШ № 23. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности МБОУ СОШ № 23, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: - качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ ФГОС); - качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания; - качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в МБОУ СОШ № 23, условия их реализации; - воспитательная работа; - профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; - эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы; - состояние здоровья обучающихся. 4.4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: - государственную итоговую аттестацию выпускников 11-ых классов в форме ЕГЭ, ГВЭ; - государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов в форме ОГЭ, ГВЭ; - промежуточную и текущую аттестацию обучающихся 1-11 классов; - мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и литературному чтению; - участие и результативность в школьных, муниципальных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; 8 - мониторинговое исследование обучающихся 1-го класса «Готовность к обучению в школе и адаптация»; - мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-го класса; - мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных уровнях образования в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований. 4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательной деятельности включает в себя: - результаты лицензирования и государственной аккредитации; - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных докладов; - программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебной деятельности; - оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - обеспеченность методической и учебной литературой; - оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); - оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН; - диагностику уровня тревожности обучающихся 1, 5, классов в период адаптации; - оценку отчисления обучающихся на всех уровнях образования и сохранение контингента обучающихся; - анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; - оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя: - степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; - долю обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием. 4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: - качество планирования воспитательной работы; - охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям; - наличие детского самоуправления; - удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательной деятельностью; - исследование уровня воспитанности обучающихся; 9 - положительную динамику количества правонарушений и преступлений обучающихся. 4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: -аттестацию педагогов; - отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе городских методических объединений и т.д.); - знание и использование современных педагогических методик и технологий; - образовательные достижения обучающихся; -подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; -участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.4.6. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя: - наличие медицинского кабинета и его оснащенность; - регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; - оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы; - оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); - оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; - диагностику состояния здоровья обучающихся. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности МБОУ СОШ № 23. 4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. Критерии Показатели - Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5» Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научноОбразовательные результаты по практических конференциях уровням образования (внутренняя - Доля обучающихся, оставленных оценка) га повторное обучение - Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании (аттестат об основном 10 Внешняя оценка общем образовании) - Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца (аттестат об основном общем образовании с отличием) -Доля обучающихся 11 классов, получивших документ об образовании (аттестат о среднем общем образовании) - Доля обучающихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца(аттестат о среднем общем образовании с отличием) Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА 9 по русскому языку и математике и предметам по выбору) Результаты независимой аттестации выпускников 11 класса (результаты ГИА 11 по русскому языку и математике (базовый и профильный уровни) и предметам по выбору) Результаты независимого регионального комплексного исследования качества общего образования - Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума) - Доля обучающихся, участвующих в муниципальных предметных олимпиадах - Доля обучающихся, победивших в муниципальных, региональных предметных олимпиадах - Доля обучающихся, принимавших участие в муниципальных, региональных, российских мероприятиях 11 Здоровье обучающихся Социализация обучающихся Готовность родителей к участию в управлении школой Инновационный потенциал учителей - Доля обучающихся, принимавших участие во всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский этапы) Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в возрасте 14 лет - Доля обучающихся, которые занимаются спортом - Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях - Доля обучающихся с ОВЗ - Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников -Доля обучающихся, состоящих на учете в ОДН, ТКДН к общей численности обучающихся -Доля выпускников, поступивших в учебные заведения после 9-го класса -Доля родителей, участвующих в «жизни школы» - Доля педагогических работников, которые используют современные педагогические технологии -Доля педагогических работников, которые используют ИКТ на уроках - Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации (1 раз в 3 года) Доля педагогических работников, выступавших на ШМО, педагогических советах, ГМО - Доля педагогических работников, принимавших участие в 12 профессиональных конкурсах «Учитель года», «Классный руководитель года» и др. Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана Соответствие нормам и требованиям СанПиН Соответствие требованиям к Наличие дополнительного условиям обучения образования, количество программ дополнительного образования - Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами Наличие оборудованного медицинского кабинета 4.7. Для проведения оценки качества образования на основе кластерной модели из всего спектра получаемых в рамках информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы МБОУ СОШ № 23. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. 4.8. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в школьной программе мониторинговых исследований. 4.9. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является план, где определяются объект, показатели, периодичность предоставления информации и ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая или полугодовая схема мониторинга, которая указана в плане внутришкольного контроля и утверждается приказом директора школьной программе мониторинговых исследований, обязательна для исполнения работниками школы. 4.10 Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с планом. 4.11. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень МБОУ СОШ № 23, уровень методических объединения учителей-предметников и классных руководителей и уровень Совета школы. 13 4.12. Проведение мониторинга требует взаимодействие на всех уровнях МБОУ СОШ № 23. 4.13. Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директора МБОУ СОШ № 23. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора, руководители методических объединений, учителя. 4.14. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 4.15. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: - определение и обоснование объекта мониторинга; - сбор данных, используемых для мониторинга; - структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; - обработка полученных данных в ходе мониторинга; - анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; - подготовка документов по итогам анализа полученных данных; - распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга. 4.16. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ). 4.17. Методы проведения мониторинга: - экспертное оценивание, - тестирование, - анкетирование, - ранжирование, - проведение контрольных и других работ, - аналитическая и статистическая обработка информации и др., - наблюдение. 4.18. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы — аналитические справки и приказы, отчеты со схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до участников образовательных отношений. 4.19. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне МБОУ СОШ № 23. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 14 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов СОКО; - средствам массовой информации; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте МБОУ СОШ № 23. 5.2. Школьная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования устанавливаются нормативными документами. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества образования является локальным нормативным актом МБОУ СОШ № 23. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 15 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)