1. Общие положения
1.1. Данное Положение о системе внутреннего мониторинга оценки
качества образования МБОУ СОШ № 23 (далее по тексту – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями), Приказом
Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
1.2. Данное Положение определяет цели, задачи, принципы системы
оценки качества образования в МБОУ СОШ № 23 (далее – система оценки
качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную
структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества
образования и общественное участие в оценке и контроле качества
образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга
качества образования (далее — мониторинг) в образовательной организации.
1.3. Система мониторинга качества образования является составной
частью системы оценки качества образования и служит информационным
обеспечением образовательной деятельности МБОУ СОШ № 23.
1.4. Система оценки качества образования (СОКО) представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и
оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку
образовательных
достижений
обучающихся,
эффективности
образовательных программ с учетом запросов основных пользователей
результатов системы оценки качества образования.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества
образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители,
педагогический совет школы, экспертные комиссии при проведении
процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников
школы.
1.6. МБОУ СОШ № 23 обеспечивает проведение необходимых
оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки
качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование
полученных результатов.
1.7. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами.
1.8. Качество образования — комплексная характеристика системы
образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям
субъектов образования, условий образовательной деятельности нормативным
требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и
социальным запросам.
2
1.9. Качество условий — это выполнение санитарно-гигиенических норм
организации образовательной деятельности; организация питания в школе;
реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации
образовательной деятельности.
1.10. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
определяет обязательный минимум содержания образовательных программ,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню
подготовки
выпускников,
требования
к
условиям
организации
образовательной деятельности.
1.11. Критерий — признак, на основании которого производится оценка,
классификация оцениваемого объекта.
1.12. Мониторинг в системе образования — комплексное аналитическое
отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные
изменения качества образования, результатом которого является
установление
степени
соответствия
измеряемых
образовательных
результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе
государственно-общественных требований к качеству образования, а также
личностным ожиданиям обучающихся.
1.13. Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий
и результатов образовательной деятельности.
1.14. Измерение — метод регистрации состояния качества образования,
а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов
(контрольно-измерительных
материалов),
которые
имеют
стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
1.15. Оценка качества образования осуществляется посредством:
-системы контрольно-инспекционной деятельности;
-общественной экспертизы качества образования;
-лицензирования;
-государственной аккредитации;
-государственной (итоговой) аттестации выпускников;
-мониторинга качества образования.
1.16. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
-образовательная статистика;
-промежуточная и итоговая аттестация;
-мониторинговые исследования;
-социологические опросы;
-отчеты работников школы;
-посещение уроков и внеклассных мероприятий.
1.17. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты
качества образования:
-качество процессов;
3
-качество
условий
(программно-методические,
материальнотехнические, кадровые, информационно-технические, организационные и
др.);
-качество результата.
1.18. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого
аспекта качества образования по результатам работы общеобразовательной
организации за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и
задачами на текущий год.
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества
образования
2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
-формирование единой системы диагностики и контроля состояния
образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное
выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
-получение объективной информации о функционировании и развитии
системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах,
влияющих на его уровень;
-предоставления всем участникам образовательной деятельности и
общественности достоверной информации о качестве образования;
-принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
-прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.2. Задачами построения системы оценки качества образования
являются:
-формирование единого понимания критериев качества образования и
подходов к его измерению;
-формирование системы аналитических показателей, позволяющей
эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
-формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования
школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
-изучение и самооценка состояния развития и эффективности
деятельности школы;
-определение
степени
соответствия
условий
осуществления
образовательной деятельности ФГОС;
-определение степени соответствия образовательных программ с учетом
запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным
требованиям;
-обеспечение доступности качественного образования;
-оценка уровня индивидуальных образовательных достижений
обучающихся;
4
-определение степени соответствия качества образования на различных
ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества
образования государственным и социальным стандартам;
-выявление факторов, влияющих на качество образования;
-содействие повышению квалификации учителей, принимающих
участие в процедурах оценки качества образования;
-определение направлений повышения квалификации педагогических
работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов,
индивидуальным достижениям обучающихся;
-определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
-расширение общественного участия в управлении образованием в
школе;
-содействие подготовке общественных экспертов, принимающих
участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены
следующие принципы:
-объективности, достоверности, полноты и системности информации о
качестве образования;
-реалистичности требований, норм и показателей качества образования,
их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных
особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их
обучения и воспитания;
-открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
-преемственности в образовательной политике, интеграции в
общероссийскую систему оценки качества образования;
-доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей;
-рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в
критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на
объективные критерии и показатели;
-повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа
каждого педагога;
-оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования);
-инструментальности и технологичности используемых показателей (с
учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений,
анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их
восприятию);
-минимизации системы показателей с учетом потребностей разных
уровней управления;
-сопоставимости
системы
показателей
с
муниципальными,
региональными аналогами;
5
-взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
-соблюдения морально-этических норм при проведении процедур
оценки качества образования в школе.
3.Организационная и функциональная структура системы оценки
качества образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной
оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных
результатов, включает в себя:
- администрацию МБОУ СОШ № 23,
- Педагогический совет,
- Методический совет МБОУ СОШ № 23,
- методические объединения учителей-предметников,
временные структуры (психолого-педагогический консилиум, комиссии
и др.).
3.2. Администрация МБОУ СОШ № 23:
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование
СОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора МБОУ
СОШ № 23и контролирует их исполнение;
-разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования МБОУ СОШ №
23, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в
МБОУ СОШ № 23 контрольно-оценочных процедур, мониторинговых,
социологических и статистических исследований по вопросам качества
образования;
- организует систему мониторинга качества образования в МБОУ СОШ
№ 23, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации
о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества
образования на уровне МБОУ СОШ № 23;
- организует изучение информационных запросов основных
пользователей системы оценки качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки работников МБОУ СОШ № 23 и
общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных
процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
муниципальный и региональный уровни системы оценки качества
образования;
- формирует информационно-аналитические материалы по результатам
оценки качества образования (анализ работы МБОУ СОШ № 23 за учебный
год и т.д.);
6
- принимает управленческие решения по развитию качества образования
на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО.
3.3. Методические объединения учителей-предметников:
- участвуют в разработке методики оценки качества образования;
- участвуют в разработке системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития МБОУ СОШ № 23;
-участвуют в разработке критериев оценки результативности
профессиональной деятельности педагогов МБОУ СОШ № 23;
-содействуют проведению подготовки работников школы и
общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных
процедур;
-проводят экспертизу организации, содержания и результатов
аттестации
обучающихся
и
формируют
предложения
по
их
совершенствованию;
-готовят предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне МБОУ
СОШ № 23.
3.4. Педагогический совет МБОУ СОШ № 23:
- содействует определению стратегических направлений развития
системы образования в МБОУ СОШ № 23;
- содействует реализации принципа общественного участия в
управлении образованием в МБОУ СОШ № 23;
- инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных
программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных
технологий;
- принимает участие в формировании информационных запросов
основных пользователей системы оценки качества образования МБОУ СОШ
№ 23;
- принимает участие в обсуждении системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных
результатов, условий организации учебной деятельности в МБОУ СОШ №
23;
- содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития системы образования в
школе;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников,
доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с
МБОУ СОШ № 23 по вопросам образования и воспитания подрастающего
поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в МБОУ СОШ № 23, об охране труда, здоровья и
7
жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности МБОУ
СОШ № 23.
4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской
Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и
оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и
осуществляются на основе проблемного анализа образовательной
деятельности МБОУ СОШ № 23, определения методологии, технологии и
инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:
- качество образовательных результатов обучающихся (степень
соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов
освоения обучающимися образовательных программ ФГОС);
- качество организации образовательной деятельности, включающей
условия организации образовательной деятельности, в том числе
доступность образования, условия комфортности получения образования,
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности,
организация питания;
- качество основных и дополнительных образовательных программ,
принятых и реализуемых в МБОУ СОШ № 23, условия их реализации;
- воспитательная работа;
- профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по
обеспечению требуемого качества результатов образования;
- эффективность управления качеством образования и открытость
деятельности школы;
- состояние здоровья обучающихся.
4.4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством
существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных
результатов обучающихся включает в себя:
- государственную итоговую аттестацию выпускников 11-ых классов в
форме ЕГЭ, ГВЭ;
- государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов в
форме ОГЭ, ГВЭ;
- промежуточную и текущую аттестацию обучающихся 1-11 классов;
- мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых
классов по русскому языку, математике и литературному чтению;
- участие и результативность в школьных, муниципальных, областных и
др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
8
- мониторинговое исследование обучающихся 1-го класса «Готовность к
обучению в школе и адаптация»;
- мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся
5-го класса;
- мониторинговое исследование образовательных достижений
обучающихся на разных уровнях образования в соответствии со школьной
программой мониторинговых исследований.
4.4.2. Содержание
процедуры
оценки
качества
организации
образовательной деятельности включает в себя:
- результаты лицензирования и государственной аккредитации;
- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки
деятельности путем анализа ежегодных докладов;
- программно-информационное обеспечение, наличие Интернета,
эффективность его использования в учебной деятельности;
- оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
- обеспеченность методической и учебной литературой;
- оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности
(ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической
безопасности, требования нормативных документов);
- оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям
СанПиН;
- диагностику уровня тревожности обучающихся 1, 5, классов в период
адаптации;
- оценку отчисления обучающихся на всех уровнях образования и
сохранение контингента обучающихся;
- анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
- оценку открытости школы для родителей и общественных
организаций, анкетирование родителей.
4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного
образования включает в себя:
- степень соответствия программ дополнительного образования
нормативным требованиям;
- долю обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.
4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы
включает в себя:
- качество планирования воспитательной работы;
- охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая
соответствует их интересам и потребностям;
- наличие детского самоуправления;
- удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательной
деятельностью;
- исследование уровня воспитанности обучающихся;
9
- положительную динамику количества правонарушений и преступлений
обучающихся.
4.4.5. Содержание
процедуры
оценки
профессиональной
компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого
качества образования включает в себя:
-аттестацию педагогов;
- отношение и готовность к повышению педагогического мастерства
(систематичность прохождения курсов, участие в работе городских
методических объединений и т.д.);
- знание и использование современных педагогических методик и
технологий;
- образовательные достижения обучающихся;
-подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных
комиссий, жюри и т.д.;
-участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.4.6. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в
себя:
- наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
- регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических
профилактических мероприятий;
- оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других
работников школы;
- оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие
программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в
каникулярное время);
- оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
- диагностику состояния здоровья обучающихся.
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного
наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений
результатов деятельности МБОУ СОШ № 23.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые
при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются
данные статистики.
Критерии
Показатели
- Доля обучающихся, которые
учатся на «4» и «5» Доля
обучающихся, которые участвуют в
конкурсах, олимпиадах, научноОбразовательные результаты по
практических конференциях
уровням образования (внутренняя
- Доля обучающихся, оставленных
оценка)
га повторное обучение
- Доля обучающихся 9 классов,
получивших
документ
об
образовании (аттестат об основном
10
Внешняя оценка
общем образовании)
- Доля обучающихся 9 классов,
получивших
документ
об
образовании
особого
образца
(аттестат об основном общем
образовании с отличием)
-Доля обучающихся 11 классов,
получивших
документ
об
образовании (аттестат о среднем
общем образовании)
- Доля обучающихся 11 классов,
получивших
документ
об
образовании
особого
образца(аттестат о среднем общем
образовании с отличием)
Результаты
независимой
аттестации выпускников 9 класса
(результаты ГИА 9 по русскому
языку и математике и предметам по
выбору)
Результаты
независимой
аттестации выпускников 11 класса
(результаты ГИА 11 по русскому
языку и математике (базовый и
профильный уровни) и предметам
по выбору)
Результаты
независимого
регионального
комплексного
исследования
качества
общего
образования
- Уровень освоения стандарта (доля
выпускников, сдавших ОГЭ и ЕГЭ
по русскому языку и математике
ниже установленного минимума)
- Доля обучающихся, участвующих
в
муниципальных
предметных
олимпиадах
- Доля обучающихся, победивших в
муниципальных,
региональных
предметных олимпиадах
- Доля обучающихся, принимавших
участие
в
муниципальных,
региональных,
российских
мероприятиях
11
Здоровье обучающихся
Социализация обучающихся
Готовность родителей к участию в
управлении школой
Инновационный потенциал
учителей
- Доля обучающихся, принимавших
участие
во
всероссийской
олимпиаде школьников (школьный,
муниципальный,
региональный,
всероссийский этапы)
Соотношение
доли
детей,
имеющих отклонение в здоровье, до
поступления в школу к доле детей с
отклонениями в здоровье в возрасте
14 лет
- Доля обучающихся, которые
занимаются спортом
- Доля обучающихся, которые
занимаются в спортивных секциях
- Доля обучающихся с ОВЗ
- Доля выпускников, не работающих
и не продолживших обучение, к
численности выпускников
-Доля обучающихся, состоящих на
учете в ОДН, ТКДН к общей
численности обучающихся
-Доля выпускников, поступивших в
учебные заведения после 9-го класса
-Доля родителей, участвующих в
«жизни школы»
- Доля педагогических работников,
которые используют современные
педагогические технологии
-Доля педагогических работников,
которые используют ИКТ на уроках
- Доля педагогических работников,
имеющих
первую
квалификационную категорию
Доля педагогических работников,
имеющих
высшую
квалификационную категорию
Доля педагогических работников,
прошедших
курсы
повышения
квалификации (1 раз в 3 года)
Доля педагогических работников,
выступавших
на
ШМО,
педагогических советах, ГМО
- Доля педагогических работников,
принимавших
участие
в
12
профессиональных
конкурсах
«Учитель
года»,
«Классный
руководитель года» и др.
Укомплектованность
педагогическими
кадрами,
имеющими
необходимую
квалификацию, по каждому из
предметов учебного плана
Соответствие
нормам
и
требованиям СанПиН
Соответствие требованиям к
Наличие
дополнительного
условиям обучения
образования, количество программ
дополнительного образования
- Наличие столовой для организации
горячего питания в соответствии с
утвержденными нормами
Наличие
оборудованного
медицинского кабинета
4.7. Для проведения оценки качества образования на основе кластерной
модели из всего спектра получаемых в рамках информационной системы
СОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих
провести сопоставительный анализ образовательной системы МБОУ СОШ №
23. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания
состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.
4.8. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты
оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также
номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в
школьной программе мониторинговых исследований.
4.9. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга
является план, где определяются объект, показатели, периодичность
предоставления информации и ответственные исполнители. На ее основе
составляется годовая или полугодовая схема мониторинга, которая указана в
плане внутришкольного контроля и утверждается приказом директора
школьной программе мониторинговых исследований, обязательна для
исполнения работниками школы.
4.10 Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный
(непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки
задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и
обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется
периодически) в соответствии с планом.
4.11. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую
структуру и включает в себя административный уровень МБОУ СОШ № 23,
уровень методических объединения учителей-предметников и классных
руководителей и уровень Совета школы.
13
4.12. Проведение мониторинга требует взаимодействие на всех уровнях
МБОУ СОШ № 23.
4.13. Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица,
состав которых утверждается приказом директора МБОУ СОШ № 23. В
состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители
директора, руководители методических объединений, учителя.
4.14. Проведение мониторинга предполагает широкое использование
современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки,
хранения и использования информации.
4.15. Реализация мониторинга предполагает последовательность
следующих действий:
- определение и обоснование объекта мониторинга;
- сбор данных, используемых для мониторинга;
- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и
оперативное использование информации;
- обработка полученных данных в ходе мониторинга;
- анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
- распространение результатов мониторинга среди пользователей
мониторинга.
4.16. Основными инструментами, позволяющими дать качественную
оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во
времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с
аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный
анализ).
4.17. Методы проведения мониторинга:
- экспертное оценивание,
- тестирование,
- анкетирование,
- ранжирование,
- проведение контрольных и других работ,
- аналитическая и статистическая обработка информации и др.,
- наблюдение.
4.18. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся
соответствующие документы — аналитические справки и приказы, отчеты со
схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с
использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный
доклад,
самообследование,
которые
доводятся
до
участников
образовательных отношений.
4.19. Результаты мониторинга являются основанием для принятия
административных решений на уровне МБОУ СОШ № 23.
5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
14
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества
образования осуществляется путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов СОКО;
- средствам массовой информации;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества
образования на официальном сайте МБОУ СОШ № 23.
5.2. Школьная система оценки качества образования предполагает
участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и
профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к
экспертам,
привлекаемым
к
оценке
качества
образования,
регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества
образования устанавливаются нормативными документами.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки
качества образования является локальным нормативным актом МБОУ СОШ
№ 23.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
15
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)