Серовский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа № 23
СОГЛАСОВАНО:
На Педагогическом совете МБОУ СОШ № 23
Протокол от 28.05.2021 года № 7
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ СОШ № 23
от «30» мая 2021г. № 42
_______________И.В. Счастливцева
.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам МБОУ СОШ № 23 (далее - Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», постановлением главного санитарного врача от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»,
приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
1.2. Положение регулирует организацию и осуществление
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
общеразвивающим
программам школы (далее - образовательные
программы), в том числе особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
1.3.
Образовательная
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам направлена на:
- формирование и развитее творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирования и укрепления здоровья, культуры здорового и безопасного
образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающегося;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в
области физической культуры, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки;
- социализацию и адаптацию обучающихся в жизни общества;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
2
осуществляемых за пределами федеральных государственных стандартов и
федеральных государственных требований.
1.4.
Содержание
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются
образовательной
программой.
Дополнительные
общеразвивающие
программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об
образовании.
2. Формирование и утверждение образовательных программ
2.1. В МБОУ СОШ № 23 реализуются образовательные программы
различной направленности:
- Естественнонаучная направленность;
- Физкультурно-спортивная направленность;
- Художественная направленность;
- Техническая направленность;
- Туристско-краеведческая направленность;
- Социально-педагогическая направленность.
2.2. Требования к структуре образовательных программ.
2.2.1. Структура общеобразовательных общеразвивающих программ
должна включать:
а) титульный лист:
наименование школы;
где, когда и кем утверждена образовательная программа;
название образовательной программы, которая отражает ее содержание
и направленность;
возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа;
срок реализации образовательной программы;
год разработки дополнительной образовательной программы.
Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Минобрнауки в
приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242;
б) пояснительную записку:
общая характеристика программы, которая отражает актуальность и
новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность,
категорию учащихся;
объем и срок освоения программы, форму обучения, отличительные
особенности (при наличии), условия реализации программы;
планируемые результаты;
в) содержание программы:
учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2
письма Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242.
План может быть составлен на весь период освоения программы или на
учебный год, если срок реализации программы составляет более двух лет. В
плане должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов
учебной деятельности воспитанников, формы аттестации;
3
календарный учебный график, который составлен по форме, указанной
в приложении 3 письма Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. График
должен содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму
проведения занятия, количество часов, тему занятия, место проведения
и форму контроля.
Также в содержание программы в зависимости от ее назначения могут
входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов, и
при наличии условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, индивидуальные учебные планы;
г) организационно-педагогические условия:
кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей,
вспомогательного и обслуживающего персонала, уровень их
образования;
материально-технические: помещение, учебное оборудование;
учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства,
расходные материалы;
д) оценку качества освоения программы:
формы текущего контроля, формы промежуточной и итоговой
аттестации (при наличии);
примерный перечень контрольных вопросов, критерии оценки,
зачета/незачета, иные компоненты.
2.2. Разработка образовательных программ.
2.2.1.
Образовательные
программы
формируют
педагоги
дополнительного образования школы, реализующие образовательные
программы. При необходимости к разработке привлекается методист.
2.2.2. Программы разрабатываются с учетом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов при формировании программы учитываются особенности их
психофизического развития.
2.4. Утверждение и пересмотр образовательных программ.
2.4.1. Образовательную программу утверждает директор школы.
2.4.2. Утвержденные программы размещаются на информационном
стенде и официальном сайте школы.
2.4.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в
структурном подразделении и в школе, копии - у педагогов дополнительного
образования и заместителя директора по воспитательной работе.
2.4.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере
необходимости обновлять программы с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологии и социальной сферы.
3. Прием на обучение и отчисление обучающихся
3.1. К освоению образовательных программ допускаются
обучающиеся школы в возрасте от 6,5 до18 лет без предъявления требований
к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой
4
программы. При наличии свободных мест к обучению допускаются
обучающиеся из других общеобразовательных организаций.
3.2. Прием на обучение.
3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере
комплектования групп в течение учебного года, включая каникулярное
время.
3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на
информационном стенде и официальном сайте школы. Набор обучающихся
объявляется только при наличии утвержденной образовательной программы.
3.2.3. Для поступления на обучение заявитель представляет в школу и
(или) в структурное подразделение в установленные сроки комплект
документов:
- заявление, составленное обучающимся или родителем (законным
представителем) обучающегося;
- копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного
представителя) ребенка или поступающего;
- копию документа, удостоверяющего личность обучающегося,
- копию свидетельства о рождении ребенка или документа,
подтверждающего родство заявителя;
- копию документа, подтверждающего установление опеки или
попечительства (при необходимости);
- копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при
наличии).
3.2.4. Для поступления на обучение по образовательным программам
на платной основе с обучающимся и (или) с физическим или юридическим
лицом, обязующимся оплатить обучение обучающегося, зачисляемого на
обучение, заключается договор на оказание платных образовательных услуг.
3.2.5. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом
директора школы, в течение 3 рабочих дней.
3.2.6 После издания распорядительного акта между родителями
(законными представителями) ребенка или поступающим (в случае
достижения 14-летнего возраста) заключается договор об образовании на
обучение по дополнительным образовательным программам.
3.3. Отчисление.
3.3.1. Отчисление обучающихся производится:
а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе
или при переводе обучающегося в другую образовательную организацию;
б) по инициативе обучающегося или родителей (законных
представителей);
3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора
школы.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Организация образовательного процесса регламентируется
расписанием занятий и утвержденной образовательной программой.
5
4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным
программам может осуществляться в течение всего календарного года,
включая
каникулярное
время.
Обучающиеся
школы
осваивают
образовательную программу без отрыва от обучения по основной
общеобразовательной программе.
4.3. Программы реализуются школой как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм их реализации.
4.4. Обучение осуществляется очно, очно-заочно, заочно, в том числе с
применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) и
электронного обучения (далее - ЭО), если это позволяет реализуемая
программа.
4.5. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с
учебным планом.
4.6. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально
или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.
4.7. Количество обучающихся в объединении, их возрастные
категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении
зависят от направленности программы. Рекомендовано придерживаться
следующего количества: 12-15 обучающихся в одном объединении. Каждый
обучающийся вправе заниматься в нескольких объединениях и переходить в
процессе обучения из одного объединения в другое.
4.8. Расписание занятий объединения составляется для создания
наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий
обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных
особенностей обучающихся.
4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия
руководителя объединения могут участвовать совместно с обучающимися их
родители (законные представители).
4.10. При реализации программ могут предусматриваться как
аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам
или индивидуально.
4.11. При реализации программ возможно проведение массовых
мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности
обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.12. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические
занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые
игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение итоговой
аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ,
определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час
устанавливается продолжительностью 45 минут.
6
5. Особенности организации учебного процесса с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
5.1. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ в школе
обеспечиваются
условия
для
функционирования
электронной
информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные
информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных
технологий, соответствующих технологических средств и гарантирующей
освоение обучающимися программ в полном объеме.
5.2. При реализации программ с применением ЭО образовательная
организация и ДОТ самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки
и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного
взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных
занятий с применением ЭО и ДОТ.
5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и
ДОТ допускается отсутствие аудиторных занятий.
5.4. Необходимым условием реализации программ с применением ЭО
и ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной
среды школы, которая обеспечивает:
- предоставление всех необходимых сервисов централизованного
автоматизированного управления обучением;
- быстрое и эффективное размещение учебного контента, его
персонализацию и возможность многократного использования;
- единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии с
современными стандартами в сфере ЭО и ДОТ;
- широкое взаимодействие между всеми участниками учебного
процесса.
5.5. При реализации программ с использованием ЭО и ДОТ
материально-техническая база включает в себя:
- техническую и административную инфраструктуру, платформу для
структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на
синхронное и асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим
составом;
- компьютерные классы;
- приемные станции, в том числе сети Интернет со скоростью не менее
100 Мб/с;
- подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной
и (или) корпоративной компьютерной сети;
- электронный архив учебного материала;
- электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин;
- офисное оборудование.
5.6. Требования к техническому оснащению рабочего места
обучающегося и педагогического работника:
7
- персональный компьютер с доступом к сети Интернет: операционная
система не ниже Windows 7 и программное обеспечение - DirectX, Adobe
Flash Player, Microsoft Explorer;
- компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или)
аудиоколонки;
- доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному
логину и паролю.
5.7. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ местом
осуществления образовательной деятельности является местонахождение
школы, независимо от местонахождения обучающихся.
6. Особенности организации учебного процесса для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов образовательный процесс по программам организуется с
учетом особенностей их психофизического развития. Кроме того, при
реализации программ создаются специальные условия, без которых
невозможно или затруднено освоение программ в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
6.2. Сроки обучения по программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть
увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов.
6.3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов может осуществляться при соблюдении
следующих условий:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
зрению:
- адаптация официального сайта школы в сети Интернет с учетом
особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к
международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов
(WCAG);
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми
или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных
занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее
7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и
продублирована шрифтом Брайля);
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую
помощь;
- выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный
шрифт или аудиофайлы);
8
- доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего
собаку-поводыря, к зданию школы, располагающему местом для размещения
собаки-поводыря в часы обучения самого воспитанника;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании
учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью
трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо
определять с учетом размеров помещения));
- предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения
информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата:
- материально-технические условия, предусматривающие возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые,
туалетные и другие помещения школы, а также их пребывания в указанных
помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов,
лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;
наличие специальных кресел и других приспособлений).
6.4. Численный состав объединения уменьшается при включении в
него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов.
6.5. Численность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
6.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и (или)
группах при условии набора такой группы.
6.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа.
6.8. Содержание дополнительного образования и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной
программой.
6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по программам может осуществляться на основе
программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных
обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной
педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими
соответствующую переподготовку.
6.10. При реализации программ учащимся с ограниченными
возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно
специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также
услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
9
6.11. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и
(или) печатном виде с учетом особых потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
7. Итоговая аттестация
7.1. Освоение образовательной программы завершается итоговой
аттестацией обучающихся.
Возможные формы итоговой аттестации: тестирование, контрольная
работа, письменная работа, устный опрос, защита реферата, зачет,
выполнение проекта или творческой работы, выставка.
7.2. Итоговая аттестация проводится итоговой аттестационной
комиссией, назначаемой приказом директора школы.
7.3. Результаты итоговой аттестации в любой из форм определяются
оценками «аттестован», «не аттестован».
7.4. Обучающимся, завершившим обучение по образовательной
программе и успешно прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться
документы об обучении (сертификаты, свидетельства и т. п.), форма которых
устанавливается школой и структурным подразделением, реализующим
образовательную программу.
8. Мониторинг образовательной деятельности
8.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным
программам проводится с целью систематического стандартизированного
наблюдения за условиями и результатами реализации образовательных
программ структурными подразделениями школы.
8.2. Мониторинг осуществляется с использованием:
- реестра образовательных программ, реализуемых в структурных
подразделениях в текущем календарном году;
- сведений о реализации образовательных программ структурными
подразделениями в истекшем полугодии.
8.3. Сводные данные мониторинга за истекший учебный год подлежат
размещению на официальном сайте школы.
8.4. Оценка соответствия процедуры организации и осуществления
образовательной программы установленным требованиям к структуре,
порядку и условиям реализации программ, а также качества освоения
дополнительных общеобразовательных программ обучающимися
проводится директором школы.
10