Рабочая программа воспитания НОО 2023

ПРИНЯТО
с учётом мнения родителей и
обучающихся

Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
МБОУ СОШ №23
(утверждено приказом №135 от 1.09.23)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №23

г.Серов, 2023

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3-4
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся…………………………………………………..5
1.2. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ ……….6
1.3. Направления воспитания…………………………………………………………………6-7
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания …………………………………………..7-9
РАЗДЕЛ II. Содержательный
2.1. Уклад общеобразовательной организации……………………………………………10-11
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности…………………………11-24
РАЗДЕЛ III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Кадровое обеспечение……………………………………………………………………..25
3.2. Нормативно-методическое обеспечение……………………………………………...25-26
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями ……………………………………………………………………………...26-27
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся……………………………………………………………………...27-28
3.5. Анализ воспитательного процесса……………………………………………………28-31

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №23 разработана на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Программа
основных

является

характеристик

методическим

документом,

воспитательной

работы,

определяющим

осуществляемой

комплекс
в

школе,

разрабатывается с учётом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа

воспитания

основывается

на

единстве

и

преемственности

образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей
(законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм
и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной
и гражданской идентичности обучающихся.
Программа

воспитания

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями

образовательной
обучающихся

организации:
и

их

организационно-правовой

родителей

(законных

формой,

представителей),

контингентом

направленностью

образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.

РАЗДЕЛ I. Целевой

1.1.

Цель и задачи воспитания обучающихся

Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания

воспитания

обучающихся

включает

духовно-нравственные

ценности

культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.

Личностные

1.2.

результаты

освоения

обучающимися

образовательных

программ
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
-

готовность обучающихся к саморазвитию,

самостоятельности

и личностному

самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического,

культурно-

исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.3. Направления воспитания
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1)

Гражданского

воспитания,

способствующего

формированию

российской

гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование

российского

национального

исторического

сознания,

российской

культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры

народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских

семейных

ценностей;

воспитание

честности,

доброты,

милосердия,

справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с
учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания

обучающихся

на

основе

российских

базовых

(гражданских,

конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего

образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:


знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине - России, ее территории, расположении;



сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;



понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины - России, Российского государства;



понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;



имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;



принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:



уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;



сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека;



доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших;



умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;



владеющий

представлениями

о

многообразии

языкового

и

культурного

пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий;


сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:



способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;



проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;



проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия:


бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;



владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;



ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;



сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое воспитание:



сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;



проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;



проявляющий интерес к разным профессиям;



участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:



понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;



проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;



выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.

Ценности научного познания:


выражающий

познавательные

интересы,

активность,

любознательность

и

самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;


обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных;
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;



имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

РАЗДЕЛ II. Содержательный
2.1. Уклад образовательной организации.
Уклад

–

общественный

договор

участников

образовательных

отношений,

опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
школы,

задающий

культуру

поведения

сообществ,

описывающий

предметно-

пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад способствует
формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми

участниками

образовательных отношений.
В МБОУ СОШ №23 обучение ведётся по трем уровням образования: начальное
общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. У
обучающихся

школы,

есть

возможность

получать

основное

и

дополнительное

образование. Дополнительное образование ведется по трём направленностям в 15
объединениях. Выстроена и успешно реализуется воспитательная система, концепция,
которой основана на развитии личности от осознания смыслов в начальной школе к
принятию ценностей в основной школе и действиям, согласно своим убеждениям, в
средней школе.
Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений. Ключевым субъектом воспитания
в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов), кураторскую функции.

Символами МБОУ СОШ №23 являются герб, флаг и гимн школы. Символика школы
отражает особенности образовательного процесса, создает индивидуальный стиль,
объединяет участников образовательной деятельности, реализует задачи гражданскопатриотического, духовного

воспитания. Каждый класс имеет свои отличительные

символы (галстуки (у каждого класса свой цвет). Символика школы используется при
проведении торжественных общешкольных
родителей,

общественности,

посвященных

и городских мероприятий с участием
государственным

праздникам

РФ,

муниципальным и общешкольным праздникам.
Социальный портрет контингента обучающихся: средняя наполняемость классов 20
человек. В МБОУ СОШ №23 обучаются дети из неполных, из многодетных, из
малообеспеченных семей; опекаемые; состоящие на учете в ТКДН

и ОДН, на

внутришкольном учёте.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
направлений воспитательной работы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
Модуль "Урочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического
содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров воспитания в качестве воспитательных целей уроков
занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей,
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
- полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой
воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур
и светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов

России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов,
курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
-

применение

интерактивных

форм

учебной

работы:

интеллектуальных,

стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка
доброжелательной атмосферы;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими

одноклассниками,

в

том

числе

с

особыми

образовательными

потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
-

инициирование

и

поддержка

исследовательской

деятельности

в

форме

индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления
собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль "Внеурочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в соответствии с
планами учебных курсов, внеурочных занятий предусматривает:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации,
развития способностей в разных сферах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей,
которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями;
- поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной
лидерской позицией, возможность ее реализации;
-

поощрение

педагогическими

работниками

детских

инициатив,

проектов,

самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе
осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий
(«Занимательное чтение», «Учусь создавать проект», «Каллиграфия», «Математика и
конструирование», «Подвижные игры», «Ритмика», «Финансовая грамотность»,
«Спортивные резервы», «Финансовая грамотность» и др.):
-

патриотической,

гражданско-патриотической,

военно-патриотической,

краеведческой, историко-культурной направленности;
- духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным
культурам народов России, духовно-историческому краеведению;
- познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности;
- экологической, природоохранной направленности;
-

художественной,

эстетической

направленности

в

области

искусств,

художественного творчества разных видов и жанров;
- туристско-краеведческой направленности;
- оздоровительной и спортивной направленности.
Модуль "Классное руководство".
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:
- планирование и проведение классных часов (реализация программы «Разговоры о
важном» и др.);
- поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для
общения;
- инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях, делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями,
давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на командообразование;
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней
рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через

наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при
необходимости) со школьным психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
-

регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные

на

формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и
воспитания,

предупреждение

и

разрешение

конфликтов

между

учителями

и

обучающимися;
- проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграцию
воспитательных

влияний

педагогов

на

обучающихся,

привлечение

учителей-

предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о
жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с
учителями, администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
- проведение в классе праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований и т. д.
Модуль "Основные школьные дела".
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
- общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия, связанные с
(общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых
участвуют все классы («День знаний», «День здоровья», «День учителя», «Новогодние
сказки», «День рождения школы»; «Митинг ко Дню Победы» и др.)
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,

мире («Диктант Победы», «Письма Победы», «Всероссийские тематические уроки»,
«Всероссийская неделя добра», «Всероссийская неделя детской и юношеской книги» и
др.);
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в школе, обществе («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в
пятиклассники», «Последние звонки» и др.);
- церемонии награждения обучающихся и педагогов за активное участие в жизни
школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы, города и региона («Итоговые линейки» и др.);
- социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций — социальных
партнёров школы, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и др. направленности («Банк молодежных инициатив», конкурс социальных
проектов «Я – гражданин», акции «Подарок ветерану» и «Родниковая вода ветерану», и
др.);
- мероприятия проводимые для жителей поселения, своего района и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения, своего района
(ежегодный праздничный концерт для ветеранов микрорайона посвященный Дню
Победы, праздничная программа для членов совета ветеранов микрорайона ко Дню
Пожилого человека и др.;
- разновозрастные сборы – многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной

и

др.

направленности;
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях:

сценаристов,

постановщиков,

исполнителей,

корреспондентов,

ведущих,

декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и т. д., помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Модуль "Внешкольные мероприятия".

Реализация

воспитательного

потенциала

внешкольных

мероприятий

предусматривает:
-

внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности,

организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;
- организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного
дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.) с привлечением к их
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся (для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.);
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе

которых

складывается

детско-взрослая

общность,

характеризующаяся

доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта;
- внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами школы.
Модуль "Организация предметно-пространственной среды".
Реализация

воспитательного

потенциала

предметно-пространственной

среды

предусматривает:
-

оформление

внешнего

вида,

фасада,

холла

при

входе

здания

школы

государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб);
- изображения символики российского государства в разные периоды тысячелетней
истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с
исторической информацией гражданско-патриотической направленности;
- карты России, регионов, муниципальных образований с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских,
народных, религиозных мест почитания;
- художественные изображения (символические, живописные, фотографические,
интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов
традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
- портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей

культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
- звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио сообщения в
школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической

воспитательной

направленности,

исполнение

гимна

Российской

Федерации;
- «места гражданского почитания» в помещениях школы или на прилегающей
территории для общественно-гражданского почитания лиц, событий истории России;
школьные мемориалы воинской славы, памятники, памятные доски (на фасаде школы
расположена мемориальная доска герою Советского Союза - Серову А.И., на 1 этаже
школы расположена мемориальная доска выпускнику школы героически погибшему в
январе 1995 года в Чечне - Бачину С.В.);
- «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях
(размещены в холле первого этажа, в коридоре 1 и 2 этажа), содержащие в доступной,
привлекательной
патриотического,

форме

новостную

духовно-нравственного

информацию

позитивного

содержания,

поздравления

гражданскопедагогов

и

обучающихся и т. п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об
интересных событиях в школе;
- благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых
площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон, свободное,
игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в библиотеке школы стеллажей свободного книгообмена,
на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
- благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с
обучающимся в своих классах;
- событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики
школы (флаг, герб, гимн школы), используемой как повседневно, так и в торжественные
моменты;
- акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).
Предметно-пространственная среда максимально доступна для детей с особыми

образовательными потребностями и ОВЗ.
Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)".
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:
- создание и деятельность в школе, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета школы, классов и т. п.), участвующих
в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в Упраляющем совете школы;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе, условий обучения
детей;
- родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные
занятия;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
- родительские интернет группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
-

участие

родителей

психолого

педагогических

консилиумах

в

случаях,

предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
школе в соответствии с порядком привлечения родителей;
- привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и
общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Модуль "Самоуправление".
Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления
предусматривает:
- деятельность совета обучающихся, избранного в школе;
-

представление

интересов

обучающихся

в

процессе

управления

общеобразовательной организацией:
- защиту законных интересов и прав обучающихся;
- участие в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания;
- участие советов обучающихся в анализе воспитательной деятельности в школе.
Модуль "Профилактика и безопасность".

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
- целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
- разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса,
сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в
школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного
движения, безопасность на воде, на транспорте, противопожарная безопасность,
гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения,

развитие

у

обучающихся

навыков

саморефлексии,

самоконтроля,

устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познание (путешествия),
испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в
том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
- поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся,

требующих

специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты,
дети с ОВЗ и т. д.).
Модуль "Социальное партнерство".
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей,

государственные,

региональные,

школьные

праздники,

торжественные

мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей

тематической

направленности;
-

проведение

на

базе

организаций-партнёров

отдельных

уроков,

занятий,

внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами

с

организациями-партнёрами

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль "Профориентация".
Совместная

деятельность

педагогических

работников

и

обучающихся

по

направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику
и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб
обучающихся. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
школы предусматривает:
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов,
расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности;
- циклы профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- экскурсии на предприятия города, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических

профориентационных

парков,

лагерей,

дней

открытых

дверей

в

организациях

профессионального, высшего образования;
- организация на базе пришкольного детского лагеря профориентационных смен с
участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
совместное

с

педагогами

изучение

посвященных

выбору

профессий,

прохождение

тестирования,

онлайн

курсов

интересующим

-

по

обучающимися

интернет-ресурсов,

профориентационного
профессиям

и

онлайн-

направлениям

профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов («Билет в
будущее», «Шоу профессий» и др.);
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе
ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в обязательную часть образовательной программы или в рамках
дополнительного образования.
С 1 сентября 2023 года МБОУ СОШ №23 реализуется профминимум базового
уровня.
Модуль «Детские общественные объединения»
На базе МБОУ СОШ №23 функционируют следующие общественные детские
объединения: волонтерский отряд «Шаг на встречу», отряд юных инспекторов дорожного
движения «Зелёный. Жёлтый. Красный», дружина юных пожарных «Пожарная
техническая машина». Действующие на базе школы детские общественные объединения –
это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его
правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении
осуществляется через:
-

утверждение

и

последовательную

реализацию

в

детском

общественном

объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных

органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения (выборы лидера объединения);
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества
как

забота,

уважение,

умение

сопереживать,

умение

общаться,

слушать

и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы
(проведение

культурно-просветительских

и

развлекательных

мероприятий

для

посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений
и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в
школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел

в

школе и

микрорайоне,

совместного

пения, празднования

знаменательных для членов объединения событий;
-

рекрутинговые

мероприятия

в

начальной

школе,

реализующие

идею

популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него
новых участников (проводятся в форме игр на сплочение, игр на переменах, квестов,
театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения
особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в
члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского
объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского
объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа
проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может
быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Модуль «Школьные спортивные клубы»
В МБОУ СОШ №23 с 2021 года осуществляет свою работу Школьный спортивный
клуб «Спортивный квартал» - это объединение учителей и учащихся, способствующее

развитию физической культуры, массового спорта, туризма в школе. Работа ШСК
строится в соответствии с Уставом ШСК, принципами государственной системы
физического воспитания при широкой поддержке общественности. В школьный
спортивный клуб входят следующие секции: футбол, легкая атлетика, туристическая
подготовка.
Реализация воспитательного потенциала работы школьного спортивного клуба
предусматривает:
- активизацию физкультурно-спортивной работы и участие учащихся в спортивной
жизни школы («Первенство школы по настольному теннису», «Первенство школы по
баскетболу», «Первенство школы по футболу» и т.п.);
- укрепление здоровья и физическое совершенствование учащихся на основе
систематически организованных обязательных внеклассных спортивно-оздоровительных
занятий учащихся школы;
- закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных на
уроках физической культуры, формирование у учащихся жизненно необходимых
физических качеств, воспитание общественной активности и трудолюбия, творчества и
организаторских способностей;
- привлечение к спортивно-массовой работе в клубе известных спортсменов,
ветеранов спорта, родителей учащихся школы;
- профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, выработка
потребности в здоровом образе жизни.
Модуль « Дополнительное образование»
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения
знаний,

способов

деятельности,

ценностных

ориентаций,

направленных

на

удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей
самореализации и культурной адаптации. Дополнительное образование ведется так же,
как другие типы и виды образования по конкретным образовательным программам.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая
выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный
выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его
личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной
самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Реализация воспитательного потенциала системы дополнительного образования
предусматривает:
- обеспечение психологического комфорта для всех детей, учащихся и личностную

значимость учащихся;
- предоставление учащимся возможности творческого развития по силам, интересам
и в индивидуальном темпе;
- налаживание взаимоотношений всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
-

использование возможности окружающей социокультурной и духовной пищи,

побуждающей учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
- обеспечение оптимального соотношения управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива;
- расширение общего образования путем реализации досуговых и индивидуальных
образовательных программ;
- удовлетворение своих индивидуальных познавательных, эстетических, творческих
запросов.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеразвивающим
программам различной направленности (физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой). В МБОУ СОШ №23 созданы объединения дополнительного
образования различных направленностей, функционирующие на бесплатной основе:
«Креативное рукоделие», «Современный танец», «Драматический театр», «Эстрадный
вокал», «Туристический клуб», «Футбол» и др.
Модуль «Казачий военно-патриотический клуб «Серовское братство»
Казачий военно-патриотический клуб «Серовское браство», функционирует на базе
МБОУ СОШ №23 с 2015 года. Целью данного клуба является - формирование начального
представления о

казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных

традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Воспитательный потенциал реализации модуля «Казачий военно-патриотический
клуб «Серовское братство» предполагает:
- ознакомление с укладом жизни казаков, их культурными особенностями,
основными ремёслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение
учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
- привитие нравственных устоев казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе;
- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни.

РАЗДЕЛ III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Кадровое обеспечение
Общая

численность

педагогических

работников

32

человек

основных

педагогических работников. 2педагогов работают по внешнему совместительству. 78% от
общей

численности

педагогических

работников

имеют

высшее

педагогическое

образование. 16% от общей численности педагогических работников имеют высшую
квалификационную категорию. 81 % имеют первую квалификационную категорию.
Психолого-педагогическим сопровождением обучающихся, в том числе и с ОВЗ,
привлечены следующие специалисты; педагог- психолог, социальный педагог, педагоглогопед, дефектолог. В школе 24 классов-комплектов, в которых работают 23 классных
руководителя, 1 из них осуществляют классное руководство в 2-х классах. Кадровое
обеспечение воспитательного процесса:


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе



Советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными
объединениями



Педагог-организатор



Классные руководители



Педагог-психолог



Социальный педагог



Педагог-логопед



Дефектолог



Педагоги дополнительного образования



Тьютор

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление

качеством

воспитательной

деятельности

в

МБОУ

СОШ

№23

связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения:
- Положение о классном руководстве.
- Положение о внутришкольном контроле
- Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений МБОУ СОШ №23
- Положение о защите персональных данных работников МБОУ СОШ №23
- Положение о Совете по профилактике правонарушений
- Положение о Совете школы МБОУ СОШ №23
- Положение о психолого- педагогическом консилиуме
- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
- Положение о внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ №23
- Положение о школьном ученическом самоуправлении.
- Правила внутреннего распорядка для обучающихся МБОУ СОШ №23
- Положение о военно-патриотическом клубе Серовское братство МБОУ СОШ 23
- Положение о школьном спортивном клубе
- Положение о школьном театре
- Положение об использовании государственных символов в МБОУ СОШ №23
-

Положение об

организации

образовательной

деятельности

с

использованием

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ
№23.
- Положение о дружине юных пожарных «ПТМ: пожарно-техническая машина»
-

Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения «Зелёный. Жёлтый.

Красный»
Ссылка на размещенные документы: Нормативно-методическое обеспечение МБОУ
СОШ №23 https://23srv.uralschool.ru/sveden/education

3.3.

Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями
В МБОУ СОШ №23 в условиях инклюзии на ступени начального общего
образования обучается 12 детей с ОВЗ в возрасте 7-11 лет. Из них 2 человека обучающиеся с ТНР, 10 человек – обучающиеся с ЗПР. На уровне воспитывающей среды:
во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ;

событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка
в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда
обеспечивает

возможность

демонстрации

уникальности

достижений

каждого

обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных
ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися,
родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая
общности

в

инклюзивном

образовании

развиваются

на

принципах

заботы,

взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей:
педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных
группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия
освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне
событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются: − налаживание
эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их
успешной адаптации и интеграции в школе; − формирование доброжелательного
отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных
отношений; − построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого обучающегося с ОВЗ; − активное привлечение семьи и ближайшего
социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ; − обеспечение психологопедагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие
повышению

уровня

их

педагогической,

психологической,

медико-социальной

компетентности; − индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ. В
работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательной организации,
администрация и специалисты: директор, заместитель директора, тьютор, медработник,
учителя, педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель –дефектолог, социальный педагог.
Воспитательно-образовательный

процесс

в

условиях

инклюзивного

образования

реализуется педагогическими работниками, которые наряду с профессиональным
педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности профилю
подготовки имеют документы о повышении квалификации установленного образца в
объеме 72 и более часов в области инклюзивного образования. Педагоги школы

способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в МБОУ СОШ № 23 для
облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей - инвалидов, и их успешной социализации.
Осуществляют индивидуальный подход к детям.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждени
и, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспит
ывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе шко
лы;
- прозрачности правил поощрения (наличие положений о награждениях, неукоснительное
следование порядку, зафиксированному в данных документах, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно большие группы поощряемых и т.п.);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальны
х и коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и кол
лективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими и не получившими награду);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных пред
ставителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихс
я, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние органи
зации, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлит
ь стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной

успешности:

индивидуальные

благотворительная поддержка.

и

групповые

портфолио,

рейтинги,

Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном
поощрении

классными

представителями)

по

руководителями,
собиранию

поддержке

(накоплению)

родителями

артефактов,

(законными

фиксирующих

и

символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме
индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг

—

размещение обучающихся

или

групп

в

последовательности,

определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.)
может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел,
мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности

воспитательной

направленности,

в

индивидуальной

поддержке

нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами

ожидаемых

результатов

воспитания,

личностными

результатами

обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный
самоанализ

воспитательной

работы

с

целью

выявления

основных

проблем

и

последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение, прежде
всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными
представителями);
- развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование

результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся.
Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат
как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по воспитательной работе (советником директора по воспитательной работе при наличии)
с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о
результатах

воспитания,

социализации

и

саморазвития

обучающихся

является

педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему?
какие

новые

проблемы,

трудности

появились,

над

чем

предстоит

работать

педагогическому коллективу?
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (совместно с
советником

директора

руководителями

с

по

воспитательной

привлечением

актива

работе
родителей

при

наличии),

(законных

классными

представителей)

обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о
состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на

вопросах, связанных с качеством:
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнерства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
- действующих в школе детских общественных объединений;
- работы школьных медиа;
- работы школьного музея (музеев);
- добровольческой деятельности обучающихся;
- работы школьных спортивных клубов;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора

по

воспитательной

работе

(совместно

с

советником

директора

по

воспитательной работа при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в
школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».