Приказ № 152 Об организации платных образовательных услуг по программе Школа будущего первоклассника в МБОУ СОШ № 23 на 2023-2024 уч.г.

Приложение № 1
к приказу МБОУ СОШ № 23
№ 152 от 13.09.2023г.

Учебный план к программе предшкольной подготовки
в «Школе будущего первоклассника»
№

Название учебного занятия

Всего часов

1.

«Математические ступеньки»

28

2.

«От слова к букве»

28

3.

« Зеленая тропинка»

14

4.

« Умелые ручки»

14

Итого

84

Приложение № 2
к приказу МБОУ СОШ № 23
№ 152 от 13.09.2023г.

Расписание занятий группы № 1 обучения на этапе предшкольного
образования в «Школе будущего первоклассника»
Время
занятия
900-930
950 -1020
1030-1100

№
Название предмета
занятия
1
От слова к букве. Развитие речи.
930-940 перемена
2
Математические ступеньки
1020-1030 перемена (завтрак)
3
Зеленая тропинка. Чудеса творчества

№
кабинета
7
7
7

Приложение № 3
к приказу МБОУ СОШ № 23
№ 152 от 13.09.2023г.

Рабочая программа «Школа будущего первоклассника»
Пояснительная записка
Образовательная общеразвивающая программа для подготовки детей 5,6-7 лет к школе
разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями
Закона Российской Федерации «Об образовании» от 22.08.2004 г. №122 ФЗ ст. 15, Типового
положения о дошкольном образовательном учреждении утверждѐнного постановлением
правительства РФ от 12.09. 2008 г. № 666, Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие
физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического
развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного
процесса при подготовке детей к школе. Программа «Школа будущего первоклассника»
разработана на основе авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность»
(авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.) адаптирована и внедрена.
Главное назначение занятий в «Школе будущего первоклассника» заключается в адаптации
детей к новой социальной роли и формировании у ребенка готовности к систематическому
школьному обучению.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
1. Развитие речи.
2. Развитие интеллектуальных способностей.
3. Развитие познавательной активности.
4. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
5. Сформированность внутренней позиции школьника.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 5,6-7 лет.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы – 28 недель.
1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность введения программы «Школа будущего первоклассника» обусловлена
социальным заказом родителей на интеллектуальное развитие ребѐнка и подготовку его к
дальнейшему обучению в школе. На этих занятиях происходит целенаправленное формирование
личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а
это – важнейшая задача, стоящая перед современной школой. Программа «Школа будущего
первоклассника» составлена с учетом возрастных особенностей детей возраста 5,6 – 7 лет, она не
дублирует программы дошкольного воспитания и начальной школы.
2. Цели и задачи программы
Цель программы «Школа будущего первоклассника»
- формирование у старшего
дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней индивидуальной
позиции» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации
преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.
Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия, которые проходят во время
«Школы будущего первоклассника», призваны решать следующие задачи:
2.1. Общеучебные: формирование навыков учебной деятельности, мотивации учения,
ориентированные на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества;
устранение разноуровневой подготовки к обучению в школе.
2.2. Воспитательные: формирование основы уважительного отношения к взрослым и
доброжелательного отношения к сверстникам, навыков общения с ними, стремления
оказывать друг другу помощь.

2.3. Развивающие: создание условий для формирования у детей основных мыслительных
процессов, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения,
мелкой моторики.
3. Особенности программы
3.1.Программа ориентирована на детей с разным уровнем подготовки, познавательным и
творческим потенциалом.
3.2.Программа комплексная – включает в себя три образовательных программы (тематические
блоки): «Математические ступеньки», «От слова к букве», «Зеленая тропинка», «Умелые
ручки», которые могут изучаться как самостоятельно, так и в комплексе.
3.3.Программа носит открытый характер. При необходимости педагоги могут вносить
коррективы и в объем изучаемого материала, и в его расположение, учитывая при этом
индивидуальные особенности и склонности обучающихся.
3.4.Программа предполагает включение обучающихся в активную деятельность, что
позволяет каждому ребенку осознать себя и свое место в новой социальной среде.
4. Ведущие педагогические принципы и подходы проведения занятий
 Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребѐнка.
 Возрастные соответствия. Предполагаемые упражнения учитывают возможности детей
данного возраста.
 Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках
и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
 Деятельностный принцип. Задачи развития психических функций достигаются через
использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая,
продуктивная и начальные формы учебной деятельности, общение.
 Сочетание статичного и динамичного положения детей. Упражнения и игры статичного
характера перемежаются с подвижными играми, физминутками.
 Наглядность. Активное использование предметной среды.
 Дифференцированный подход. Учѐт индивидуальных особенностей и возможностей
детей.
 Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии
и краткое резюме педагога в конце занятия.
Данная программа представляет собой комплексный курс и рассчитана на 75 учебных часов.
Занятия проводятся в группе, один раз в неделю (по субботам) по 3 занятия. Каждое занятие
длится 30 минут с двумя физпаузами. Перерыв между занятиями – 10 минут.
5. Ожидаемые результаты
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника
сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных
(регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является
формирование следующих умений:
 определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
 в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
 при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других
людей;
 понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят
в глазах окружающих людей;
 выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
 объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки
является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД):
регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
 учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
 учиться работать по предложенному учителем плану;
 учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
 учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
 учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
 учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
 учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
 сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные
картинки);
 классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
 учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
 учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять
слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
 называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
 слушать и понимать речь других;
 учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
 учиться оформлять свои мысли в устной форме;
 строить понятные для партнера высказывания;
 уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера
по деятельности;
 совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения
и учиться следовать им;
 сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
 учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
 отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
 задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
 рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
 конструировать словосочетания и предложения;





определять количество слов в предложении;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на
заданную букву;
 делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
 различать звуки и буквы;
 узнавать и различать буквы русского алфавита;
 правильно держать ручку и карандаш;
 аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
 продолжать заданную закономерность;
 называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
 вести счет предметов в пределах 10;
 соотносить число предметов и цифру;
 сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
 составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
 классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
 устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо,
вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера –
сегодня – завтра;
 распознавать известные геометрические фигуры
(треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
 обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие фигуры «от руки»;
 ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета, а также на листе бумаги.
6. Формы проведения итогов реализации программы
Для оценки результатов реализуемой программы разработан оценочно-результативный блок.
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового
контроля знаний: дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля,
выставки работ учащихся, викторины. Тестирование на начальном этапе обучения позволяет
определить уровень готовности обучающегося к занятиям в «Школе будущего первоклассника». В
связи с этим особое значение имеют первые занятия, на которых педагог определяет степень
усвоения материала, психофизические особенности детей, степень развития моторики.
Итогом реализации программы «Школа будущего первоклассника» является открытое
итоговое занятие с приглашением родителей дошкольников, выставка работ.
7. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов на занятиях в «Школе будущего
первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
 натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объектызаместители);
 изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
 Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, медиапроектор, др.).
Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с
которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной
деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению
величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счѐта, осознанное
усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных

действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников.
Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к
обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны
быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный
раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с
моделями чисел, счетные палочки).
Список литературы
1.
2.

Волков Б.С. , Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте. – М., 2007;
Прокофьева Л.С. «Физкультминутки к урокам письма». Ж. «Завуч начальной школы». №3
2005 г. с. 127;
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 2003;
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.- С-Пб., 2004;
5. Ушакова Н.В. «Развитие навыков учебной деятельности дошкольников». Ж. «Завуч
начальной школы». 2004 г. №5 с. 48;
6. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 2002;
7. Фалькович Т.А. Развитее речи, подготовка к освоению письма.- М., 2007;
8. Хухлаева О.В. Хочу быть успешным.- М., 2005;
9. Плешаков А.А. «Зелѐная тропинка» Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2014;
10. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму: Учебное пособие для подготовки детей к школе: - М.:
Просвещение, 2013;
11. Федосова Н.А. Преемственность: программы по подготовке к школе детей 5-7 лет. М.:
Просвещение, 2012.

Пояснительная записка по практическому курсу «Математические ступеньки»
Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку дошкольников,
достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать
дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями
(личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения
предметного содержания.
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных
образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А.
Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе».
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность детей дошкольного
возраста с учетом специфики предмета (математика), направленную:
 на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая
потребности детей в познании окружающего мира;
 на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной
деятельности;
 на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами
деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.
В основе курса лежит работа по тетрадям «Изучаем математику».
К концу подготовительной ступени дети должны знать:
 числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
 предшествующее число, последующее, числа – соседи;
 понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, «столько же», «также»,
«уже-шире», «короче-длиннее», «больше-меньше»;
 геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник,
ромб;
 основные цвета и их оттенки и различать их;

 временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
 название дней недели;
 название месяцев и времен года;
 направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад,
в том же направлении, в противоположном направлении.
К концу подготовительной ступени дети должны уметь:
 уметь графически изображать числа от 0 до 10;
 называть предшествующее число, последующее, числа – соседи;
 применять понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, «столько
же», «также», «уже-шире», «короче-длиннее», «больше-меньше»;
 назвать геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал,
многоугольник, ромб;
 различать основные цвета и их оттенки;
 называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
 определять направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх,
вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.












Содержание программы «Математика вокруг нас»
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Сравнение по количеству
(больше, меньше, столько же), по длине (длинный, короткий, длиннее, короче), по форме
(фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), по высоте (высокий - низкий, выше ниже), по массе (легкий – тяжелый, легче – тяжелее), по разным свойствам (широкий –
узкий, шире – уже). Свойства предметов. Счет предметов. Закономерность. Геометрические
фигуры.
Цифры и числа от 1 до 10.
Счѐт предметов. Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация:
название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Счѐт в прямом и обратном порядке. Порядковый счѐт, отличие от счѐта количественного.
Формирование представлений о сохранении количества и умений соотносить цифры с
количеством.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл
арифметических операций. Цифры и числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Число 0. Число 10.
Геометрические представления
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. Формирование умения
выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления:
игры «Весѐлый счѐт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части,
составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование
арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков
объекта; проведение простейших логических рассуждений.

Учебно-тематический план «Математические ступеньки» (28 часов)
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема занятия

Математика вокруг нас.
Пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу, на,
над, под, в и другие.
Свойства предметов: размер (большой, маленький), цвет.
Закономерность.
Обозначение отношений больше, меньше, столько же. Счѐт
предметов.
Линии Горизонтальные и вертикальные
Свойства предметов: длина (длинный, короткий, длиннее,
короче).
Обозначение отношений больше, меньше, столько же. Счѐт
предметов.
Свойства предметов: форма. Фигуры: прямоугольник, квадрат,
треугольник, круг. Закономерность.
Пространственные отношения (направление движения): налево,
направо, прямо
Свойства предметов: масса (лѐгкий, тяжѐлый, легче, тяжелее).
Сравнение предметов по разным свойствам (ширина: широкий,
узкий, шире, уже), (высота: высокий, низкий, выше, ниже)
Геометрические фигуры. Представление о точке
Число 1. Цифра 1.
Число 2. Цифра 2. Пара.
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.
Число 4. Цифра 4 Состав числа 4.
Число 0. Цифра 0.
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Математический рассказ.
Представление о действии сложения на наглядном материале.
Сложение (+).
Вычитание (–).
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. Закономерность
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. Счѐт предметов.
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Счѐт предметов.
Число 10. Понятие десяток. Состав числа 10.
Равенства.
Равенство. Закономерность. Значение выражений.
Числа первого десятка. Множество. Определение числа
предметов заданной совокупности и обозначение результата
числом.
Итоговое занятие «Вверх по лестнице математики»
Итого

Теорети
ческая
часть

Практи
ческая
часть

Итого

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5

0,5
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
0,5
0.5
1
0,5
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
21

1
28

0,5
0,5
0,5

7

Пояснительная записка по практическому курсу «От слова к букве»
Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет является
начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».
Цель курса: подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную
речь, всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем
мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для
детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение ошибок в чтении и письме
Задачи обучения:
 Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.
 Развитие наглядно-образного и формирование словесно- логического мышления, умение
делать выводы, обосновывать свои суждения.
 Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
 Развитие умений говорения и слушания, чтения.
 Развитие интереса и внимания к слову, речи.
 Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
 Развитие владения звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
 Расширение представлений об окружающем мире.
Содержание программы (28 часов)
Буквы гласных звуков А – Я, О - Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е
 Введение термина «гласные звуки».
 Выделение звука в начале, в конце и в середине слова.
 Представление о слове, способ слогоделения.
 Ударение.
 Слоговая схема слова, работа со слогоударными схемами.
 Подбор слов на заданное количество слогов.
 Выделение в словах первого и последнего слогов. Подбор слов на заданный слог.
 Введение понятия «предложение», составление схемы предложения.
 Слова-названия предметов.
 Буквы, обозначающие два звука.
Буквы согласных звуков
 Введение термина «согласные звуки». Различия гласных и согласных звуков.
 Введение терминов «мягкие» и «твѐрдые» согласные звуки. Фиксация этих звуков.
Отработка действия различения этих звуков.
 Работа букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге в зависимости от твѐрдости
или мягкости предшествующего согласного.
 Чтение согласных, ориентируясь на последующую букву гласного звука.
 Выделение согласного звука в начале, середине и конце слова, определение положения
звука в слове.
 Различение звонких и глухих согласных звуков.
 Составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
 Решение логических и речевых задач.
Буква ь и ъ
 Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков.
 Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как
разделительных знаков.
Развитие речи



Совершенствовать диалогическую форму речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и
задавать их. Учить детей последовательно, выразительно, без повторов пересказывать
содержание литературного текста. Совершенствовать умение составлять рассказ о
предмете, по картине, по серии сюжетных картинок.

Путешествие в страну букв и звуков (итоговое занятие)
 Расширять запаса слов, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова.
 Развивать умение употреблять слова с противоположным значением, со сходными
значениями.
 Учить понимать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
 Обогащать словарный запас детей словами тематических групп, развивать умение
группировать слова по смыслу.
К концу обучения по программе «От слова к букве» у детей формируются следующие знания и умения:
1. Звуки:
 Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное
обозначение.
 Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких,
глухих согласных; выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения
звука в слове; проводить звуковой анализ состава слогов и слов; читать и составлять слоги.

2. Слоги:



3.

4.

5.

6.

Знать понятие «слог».
Уметь проводить слоговой анализ слов; подбирать слова на заданное количество слогов;
выделять в словах первый и последний слог; подбирать слова на заданный слог; составлять
прямые и обратные слоги; печатать слоги.
Слова:
 Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов; составлять слова из
звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; изменять
слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов; печатать
слова, состоящие из одного и двух слогов.
Буквы:
 Знать буквы; дифференциацию понятий «звук» и «буква»; буквы согласных и гласных
звуков.
 Уметь соотносить букву и звук.
Связная устная речь.
 Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи; составлять предложения; пересказывать
текст.
Овладеть навыками:



правильно держать ручку при письме;







фиксировать границу и величину элементов;
запоминать конфигурацию букв;
знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
уметь по фрагментам продолжить узор.

Учебно-тематический план «От слова к букве» (28 часов)
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема занятия

Теоретиче
ская часть

Практичес
кая часть

Итого

Вводное занятие. Чему мы хотим научиться?
Звук [а]. Буквы А, а.
«Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о.
«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у.
Звук [ы]. Буквы ы
Звук [э], [и]. Буква Э. И, и.
«Осенние странички». Буквы, обозначающие два звука.
Звуки [й’а]. Буквы Я, я.
«Осенние странички». Звуки [й’у]. Буквы Ю, ю.
«Зимние странички». Звуки [й’э]. Буквы Е,е.
Звуки [й’о].Буквы Ё, ѐ.
Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твѐрдые,
мягкие согласные звуки.
«Весенние странички». Согласные звуки. Звуки [м], [м’].
Буквы М, м.
Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.
Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.
Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.
Звуки [з], [з’]. [с], [с’]. Буквы З, з. С, с.
Звуки [ш]. [ж]. Буквы Ш, ш. Ж, ж. Шипящие согласные
звуки.
«Летние странички». Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.
Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
Звуки [д], [д’], [т], [т’] Буквы Д, д. Т, т.
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
Звуки [ц]. Буквы Ц, ц.
Звуки [щ’]. Буквы Щ, щ.
Звуки [ч’]. Буквы Ч, ч.
Звуки [й’]. Буквы Й, й.
Буква ь, обозначающая мягкость согласного.
Путешествие в страну букв и звуков (итоговое занятие).
ИТОГО

0,5

0,5

1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0.5

1
1
1
1
1

0,5

0,5

0,5
1
1
0,5

1
1
1
1

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
0,5
1
21,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28

0,5

0,5
6,5

Программа курса «Зелѐная тропинка».
Пояснительная записка
Рабочая программа «Зелѐная тропинка» для дошкольников разработана на основе
программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской
программы А.А. Плешакова «Зелѐная тропинка», в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Для реализации программного содержания используются:
 А.А. Плешаков «Зелѐная тропинка» Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2014.
 Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2014
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них
заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Содержание программы
строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания
с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии,
экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая
становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной
школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в
природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста
занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием,
вырезанием фигур и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных
умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие
и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким
образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной
деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы
Курс «Зелѐная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок
учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская
деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок
учебной деятельности - умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих
способностей детей, логическим действиям.
Содержание:
Окружающий мир и наша безопасность.
Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства.
Звѐзды, Солнце и Луна.
Наблюдение звѐздного неба, выделение отдельных созвездий. Солнце и его роль для жизни на
земле. Наблюдение Луны на небе. Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны
относительно друг друга.
Чудесный мир растений.
Растения нашей местности. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растения.
Наши друзья животные.
Животные нашей местности. Насекомые. Коллективное изготовление модели «Бабочки на
лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение макета цветущего луга). Разнообразие птиц.
Сравнение их по размерам и окраске. Разнообразие зверей. Сравнение их по размерам, форме тела
и окраске. Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Домашние животные, их разнообразие.
Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Радуга-украшение мира. Почему мы видим радугу. Семь цветов радуги.
Сезонные изменения в живой и неживой природе.
Планируемые результаты:
 владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;

 применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных
задач;
 проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека
ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и
безопасного поведения в мире природы;
 проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать
простейшие правила поведения в природе.

Учебно-тематический план «Зеленые тропинки» (14 ч)
№

Тема занятия

Теоретиче
ская часть

Практиче
ская часть

Итого

0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.

Звѐзды, Солнце и Луна.

0,5

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Радуга-украшение мира.
Травянистые растения.
Кустарники. Деревья.
Овощи и фрукты.
Съедобные, ядовитые, лекарственные растения.
Мхи, папоротники, грибы.
Наши друзья-животные
Домашние животные.
В мире насекомых и рыб.

1
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5

11.

В мире птиц

0,5

0,5

1

12.
13.

В мире животных.
Неживая и живая природа в разные времена года

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

14.

Неживая и живая природа в разные времена года

0,5

0,5

1

6

8

14

Итого

Пояснительная записка по курсу «Умелые ручки»
Основная цель курса “Умелые ручки” состоит в том, чтобы заложить основы для понимания
различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при
изготовлении того или иного изделия, создать условия для выявления творческих способностей
ребенка: внимание, фантазию, воображение эстетического вкуса, чувства образного представления
и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного
отражения жизненных впечатлений.
Задачи курса:
 подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;
 обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между
собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от
которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали,
анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
 ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления
деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;
 воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения,
умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;
 воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда,
бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату
труда других людей;
 привитие навыков культуры труда.
Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага; с
готовыми природными материалами.
 Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние
формы, цвета, размера на выразительность конструкции.
 Конструирование по образцу, рисунки по заданиям, по условиям, замыслу с учетом
пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа,
между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме.
Использование различных видов деятельности:
 разметка: на глаз, сгибанием;
 обработка: выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание и др. (пластилин); резание
(бумага);
 сборка: склеивание, наклеивание (бумага);
 отделка: раскрашивание (бумага); аппликация (бумага, природный материал); украшение
рисунком (бумага).
Технологические операции выполняются ручными инструментами (карандаши, линейка,
ножницы, кисточка для клея, стека) и приспособлениями (подкладной лист, подставка для
кисточки, тряпочка).
К концу подготовительной ступени дети должны уметь:
 определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их расположение;
 конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;
 владеть приемами лепки;
 соблюдать правила культуры труда.
Содержание программы (14 часов):
Работа с красками
 Освоение техникой рисования – печать листьями, выполнение композиции «Осенний
листопад». Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движения, активизировать
мыслительную деятельность.
 Знакомство с техникой «по мокрому листу», выполнение композиции «Зимние забавы»
 Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать фантазию, воображение.

Работа с бумагой и картоном
 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Знакомство с аппликацией.
Изготовление аппликаций по образцу. Изготовление открыток «8 Марта», аппликаций
«Корзина с грибами», «Ваза». Знакомство с техникой «мозаика из рваных кусочков бумаги»,
изделие «Кораблик». Освоение способа изготовления объемных изделий на основе развертки.
Изделие «Елочный шар». Коллективная работа «Панно из наших ладошек».
Работа с природными материалами
 Освоение способа изготовления аппликации из природных материалов. Аппликация из
листьев «Осенние мотивы».
Работа с пластилином
 Базовые формы лепки. Лепка простых форм овощей и фруктов (по образцу). Пластилиновая
аппликация на картоне «Котик».

Учебно-тематический план «Умелые ручки» (14 ч)
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тема занятия

Лепка. «Веселая гусеница»
Лепка. «Корзинка с грибами»
Лепка. «Овощи и фрукты»
Лепка. «Зимние забавы»
Лепка. «Забавные зверюшки»
Лепка. «Снеговик»
Лепка. «Птичка»
Работа с бумагой. «Кораблик»
Работа с бумагой. «Бабочка»
Работа с бумагой. «Лягушка»
Работа с бумагой. «Кошка»
Работа с бумагой. «Открытка для папы»
Работа с бумагой. «Открытка для мамы»
Коллективная работа «Панно из наших ладошек»,
«Лебеди»
Итого

Теоретичес
кая часть

Практичес
кая часть

Итого

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

7

7

14

Приложение № 4
к приказу МБОУ СОШ № 23
№ 152 от 13.09.2023г.

График занятий на этапе предшкольного образования
в «Школе будущего первоклассника»
2023-2024 учебный год (суббота)
Всего 28 учебных недель

I четверть
(4 недели)

II четверть
(8 недель)

III четверть
(10 недель)

IV четверть
(4 недели)

07.10.2023
14.10.2023
21.10.2023
28.10.2023

11.11.2023
18.11.2023
25.11.2023
02.12.2023
09.12.2023
16.12.2023
23.12.2023
30.12.2023

13.01. 2024
22.01. 2024
27.01. 2024
03.02. 2024
10.02. 2024
17.02. 2024
24.02. 2024
02.03. 2024
09.03. 2024
16.03.2024
23.03. 2024
30.03.2024

06.04. 2024
13.04. 2024
20.04. 2024
27.04.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».