Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Строевая подготовка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Строевая подготовка»
Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся: 13- 16лет
Срок реализации: 1 год

г. Серов, 2023 год

Пояснительная записка:
Строевая подготовка была и остается одним из важнейших элементов подготовки
военнослужащего. Это — основа боевого и воинского воспитания бойца. Недаром А.В.
Суворов начинает свою бессмертную «Науку побеждать» словами: «Каблуки сомкнуты,
подколенки стянуты. Солдат стоит стрелкой. Четвертого вижу, пятого не вижу».
Направленность программы: физкультурно-спортивная. По уровню освоения программа
является общекультурной.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ-273).
2.
Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон Российской Федерации«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного
комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол № 3).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года / Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-p.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий при

реализации образовательных программ».
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых"».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления

образовательной

образовательную

деятельность

образовательным

программам

программам

деятельности
по

основным

среднего

профессионального

организациями,

общеобразовательным

профессионального

обучения,

осуществляющими

дополнительным

образования,

программам,
основным

общеобразовательным

программам».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (далее - Целевая модель).

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения

Российской

Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и

осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»).
Актуальность программы заключается в том, что строевое обучение является одним
из важнейших элементов военно-патриотического воспитания в кадетских классах. Строевая
подготовка дисциплинирует воспитанников кадетских классов, способствует развитию
исполнительности, собранности, подтянутости, опрятности и формированию личности кадета.
Объѐм и сроки реализации программы:
Срок реализации программы 1 год
Отличительной особенностью данной программы является еѐ практическая
направленность, использование воспитанниками приобретѐнных знаний и навыков в
повседневной деятельности (определяется особенностями кадетского воспитания), а так же в
различных торжественных, памятных, конкурсных, патриотической направленности
мероприятиях.
Адресат программы – учащиеся 6к кадетского класса.
Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и
формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Задачи программы:
Обучающие:
 изучить основные положения Строевого устава;
 научить быстро и чѐтко выполнять строевые приѐмы при отработке навыков в
одиночной подготовке и в составе взвода.
Воспитательные:
 воспитывать ценностного отношения к защите Отечества на основе принципов
гражданственности и патриотизма;
 воспитывать психическую устойчивость, морально - волевые качества, смелость и
решительность, инициативу и находчивость, настойчивость и упорство, выдержку и
самообладание;








формировать умения работать в группах, чувства товарищества и взаимопомощи,
элементарных правил поведения кадета, уважение к труду как первой и важнейшей
жизненной необходимости.
Развивающие:
формировать мотивацию учащихся к занятиям и компетенции, необходимые для
службы в Вооруженных силах РФ, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и
экстремальных условиях;
развивать и постоянно совершенствовать физические качества – выносливость, силу,
быстроту и ловкость;
развивать координацию движения, мышечную память и тактического мышления.
Условия реализации программы.
Условия приема: к обучению приглашаются все учащиеся 6к кадетского класса.
Условия формирования групп:
Программа предполагает разделение класса на две группы по 12 человек.

Материально-техническое обеспечение программы:
- классный кабинет, оборудованный мультимедийной аппаратурой, столы и стулья для 30
обучающихся и преподавателя;
- площадка для проведения строевых занятии на улице (строевой плац);
- площадка для проведения строевых занятии в помещении (спортивный зал);
- электрический мегафон 5ПЗМ (или аналогичный) - 1 -для усиления звука голоса на занятиях.
- автомат АКМ (весовой макет) 8-9 шт.
Кадровое обеспечение. Программу реализуют педагоги, имеющие подготовку в
области соответствующих военных дисциплин, прошедшие действительную военную службу
в частях МО РФ.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю с каждой группой по одному академическому часу.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая. Наполняемость группы:
зависит от количества учеников в кадетском классе.
Формы подведения итогов
К основным формам подведения итогов относятся – тесты, итоговые занятия,
индивидуальный зачет. При оценке знаний и умений каждого кадета учитываются следующие
критерии:
- оценка кадетов за внешний вид;
- оценка знаний положений Строевого устава;
- оценка выполнения кадетом строевого приема.
Учащиеся 6к кадетского класса периодически
выступают в различных
торжественных, памятных, конкурсных мероприятиях патриотической направленности.
Учителя и родители приглашаются на все встречи, проходящие в рамках программы, и
могут быть и наблюдателями, и участниками происходящих событий.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные:
- умение выполнять комплекса строевых приемов на месте и в движении без оружия;
- умение выполнять комплекса строевых приемов на месте и в движении с оружием;
- умение выполнять элементы комплекса знамѐнной подготовки;
- умение выполнять элементы комплекса церемониальной подготовки;
- уверенно выполнять приемы передвижения личного состава подразделений при совместных
действиях в пешем порядке.
Личностные:
- умение работать индивидуально и в группе;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование культуры движения, умение передвигаться легко, красиво, непринужденно;
Метапредметные:
- умение работать индивидуально и в группе;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности.
Учебный план
№

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

Устный опрос

1

Общие положения

2

2

Строевые приѐмы и
движение без оружия

6

6

Практическая демонстрация
приобретенных навыков

3

Выполнение воинского
приветствия, выход из строя
и возвращение в строй.
Подход к начальнику и
отход от него

6

6

Практическая демонстрация
приобретенных навыков

4

Строи отделения, взвода, в
пешем порядке.
Прохождение
торжественным маршем

6

6

Практическая демонстрация
приобретенных навыков

5

Освоение
демонстрационного
(конкурсного) комплекса
строевой подготовки.

14

13

Практическая демонстрация
освоенного комплекса

Итого часов

34

1

Участие в районных и
городских соревнованиях
2

32

Календарно-тематическое планирование
№
п\п

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Общие положения
Общие положения
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Строевые приѐмы и движение без оружия
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

Даты занятий
План

Факт

Содержание программы
Тема – Общие положения
Занятие 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Строи и управление ими.
Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя,
глубина строя, двухшереножный строй, ряд, колона, походный строй, направляющий,
замыкающий, развернутый строй.
Занятие 2. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
Тема - Строевые приѐмы и движение без оружия
Занятие 1. Построение подразделения. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись»,
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы - Снять», «Головные уборы
- Надеть». Повороты на месте. Выполнение команд: «Направо», «Налево», «Кругом».
Занятие 2. Движение. Шаг на месте. Походный шаг.
Изучение и отработка походного шага.
Движение рук, ног. Выполнение команд «Смирно» при движении походным шагом, «Бегом
марш».
Занятие 3. Техника выполнения строевого шага. Отработка элементов строевого шага по
разделениям и в целом. Проведение тренингов движения строевым шагом.
Занятие 4. Движение. Шаг на месте. Строевой шаг.
Занятие 5. Движение. Строевой шаг. Движение бегом.
Занятие 6. Движение. Походный и строевой шаг. Их смена.
Занятие 7. Строевой шаг. Повороты в движении направо, налево, кругом.
Тема - Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него
Занятие 1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Правило
выполнения воинского приветствия вне строя на месте без головного убора, в головном уборе.
Отработка элемента по разделениям и в целом. Правило выполнения воинского приветствия в
движении. Отработка элемента по разделениям и в целом.
Занятие 2. Выход из строя и возвращение в строй. Выполнение команд: « кадет Иванов, выйти
из строя», « кадет Иванов встать в строй».
Тема - Строи отделения, взвода, в пешем порядке. Прохождение торжественным маршем
Занятие 1. Развернутый строй отделения. Движение отделения развернутым строем.
Занятие 2. Развернутый строй отделения. Выполнение команд: «Отделение в одну шеренгу
становись», «Отделение в две шеренги становись». Движение отделения развернутым строем.
Занятие 3. Походный строй отделения. Выполнение команд: «Отделение в колону по два (по
три) становись». Движение отделения походным строем.
Занятие 4. Развернутый строй взвода. Перестроение взвода из одношереножного строя в
двухшереножный строй и наоборот. Движение развернутым строем.
Занятие 5. Походный строй взвода. Перестроение взвода из колоны по два в колону по одному.
Движение взвода походным строем.
Занятие 6. Порядок выполнения команд «Смирно», «равнение на – ПРАВО (на – ЛЕВО)»,
«Вольно» при прохождении торжественным маршем.
Занятие 7. Прохождение торжественным маршем.
Занятие 8. Прохождение с песней.
Тема - Освоение демонстрационного (конкурсного) комплекса строевой подготовки
Занятие 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Особенности конкурсной
подготовки.
Занятие 2. Построение, доклад судейской коллегии, вводный инструктаж.
Занятие 3. Роспуск и сбор, построение команды.
Занятие 4. Повороты на месте. Расчет на 1-2 -ой. Перестроение в 2 шеренги.
Занятие 5. Расчет по порядку номеров. Размыкание от середины. Смыкание к середине.
Занятие 6. Смыкание вправо, перестроение в колонну по два.
Занятие 7. Движение походным и строевым шагом, изменение направления движения.
Занятие 8. Прохождение торжественным маршем.

Занятие 9. Прохождение с песней.
Занятие 10. Тренировочное исполнение конкурсного комплекса строевых элементов.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения:
Удаленный педагог: помещение площадью 15м2, ноутбук со встроенной веб-камерой, USBмодем МТС, со средней скоростью передачи данных 1–2 Мбит/с, приложение Skype.
Обучающиеся: Помещение площадью от 15м2, ноутбук, веб-камера, USB-модем МТС, со
средней скоростью передачи данных 1–2 Мбит/с, приложение skype.
Информационное, методическое обеспечение:
Подборка методического материала (фото, видеоматериалы) по темам:
- принятие военной присяги;
- прохождение взвода торжественным маршем;
- прохождение взвода с песней и другие.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы
I.
Система контроля результативности обучения
Периодичность контроля
Формы и средства контроля
Беседа, опрос, наблюдение
Начало учебного
Выявление
Начальная
года (сентябрьрезультатов
диагностика
ноябрь)
обучения
Промежуточная Середина учебного
Тесты, итоговые занятия
года (декабрьдиагностика
февраль)
Индивидуальный зачет
Итоговая
Конец учебного
диагностика
года (март-май)
Начало учебного
Грамоты, дипломы, анкеты для
Фиксация
Начальная
года (сентябрьдетей и родителей, обработанные
результатов
фиксация
ноябрь)
обучения
результаты тестирования
(диагностические таблицы)
Анкеты для детей, грамоты,
Промежуточная Середина учебного
года (декабрьдипломы, диагностические
фиксация
февраль)
материалы
Конец учебного
Отзывы родителей, грамоты,
Итоговая
года (март-май)
фиксация
дипломы, диагностические
материалы
Предъявление
Уровень
Приблизительная
Форма предъявления
результатов
мероприятия
дата мероприятия
результатов обучения
обучения
Районный,
Октябрь-ноябрь
Участие в различных
В начале
торжественных, памятных,
учебного года Городской
конкурсных мероприятиях
патриотической направленности
Районный,
Декабрь-февраль
В середине
Участие в различных
учебного года Городской
торжественных, памятных,
конкурсных мероприятиях
патриотической направленности
Районный,
Участие в различных
В конце
Март-май
торжественных, памятных,
учебного года Городской
конкурсных мероприятиях
патриотической направленности
Для оценивания результатов освоения программы разработаны фонды оценочных средств
(Приложение 1,2,3).

III. Бланк опроса родителей (проводится в конце каждого учебного года)
Оцените, пожалуйста, условия образовательного процесса и результаты Вашего ребенка по
следующей таблице. Подходящие ответы в столбце "оценка" обведите.
№

Условия образовательного процесса и результаты Оценка: 1 балл - очень плохо...
глазами
родителя
10 баллов - очень хорошо

1

Помещения для занятий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Оснащение образовательного процесса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Режим занятий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Отношение к ребенку

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Содержание
программы

6.

Организация коллективных досуговых мероприятий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Обеспечение порядка и безопасности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8

Соблюдение прав ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9.

Создание условий для презентаций
ребенка

дополнительной

образовательной 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

достижений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Успехи ребенка
IV. Одним из методов отслеживания результатов освоения программы является
проверка одиночной строевой выучки кадетов, согласно учебному плану.
Критерии оценки:
Оценка кадетов за внешний вид:
- «Зачѐт», если кадет имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы
военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении
знаков различия, медалей, нагрудных знаков и значков;
- «Незачѐт», если кадет в чем-либо нарушил правила ношения кадетской формы одежды и
этот недостаток нельзя устранить, находясь в строю, или выявлено три недостатка, которые
можно устранить, находясь в строю.
После проверки внешнего вида проверяется знание положений СУ(3 вопроса) и
выполнение 7 строевых приемов, изложенных в СУ, при этом оценивание производиться за
каждый приѐм.
Оценка знаний положений СУ:
- «Зачѐт», если 2 вопроса раскрыты полностью, показано знание материала, а третий вопрос
раскрыт частично (допускается 3 ошибки);
- «Незачѐт», если хотя бы на 1 вопрос кадет не знает ответа.
Оценка выполнения кадетом строевого приѐма:
- «Зачѐт», если приѐм выполнен в строгом соответствии с требованиями СУ, четко и уверенно,
но при этом была допущена одна ошибка;
- «Незачѐт», если приѐм не выполнен, либо выполнен в соответствии с требованиями СУ, но
при этом были допущены две ошибки и более.
Итоговая индивидуальная оценка одиночной строевой выучки кадета определяется:
- «Зачѐт», если за внешний вид и знание положений СУ был получен «Зачѐт», а так же
«Зачтено» не менее 5 строевых приемов.

Методическое обеспечение программы
1. Средства, формы и методы обучения
Основные методы обучения:
- наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного
восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности;
- вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют
осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению
строевых приѐмов, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях;
- практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка,
правильность их восприятия, моторные ощущения. При обучении используются
разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения строевых приѐмов,
осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребенка.
Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием,
возрастными и типологическими особенностями, степенью владения строевыми приѐмами,
общим развитием ребенка. Целесообразный подбор подготовительных строевых упражнений
позволяют воздействовать на все анализаторные системы ребенка, активизировать его
внимание, самостоятельность и творчество при выполнении заданий.
Основные формы и средства обучения:
•
Проведение строевых смотров.
•
Применение знаний по Строевому Уставу ВС РФ.
•
Порядок и правила передвижения в строевом порядке;
•
Теоретические занятия, строевой подготовки, плакаты, наглядное пособие.
•
Участие в соревнованиях.

2. Рекомендации по проведению занятий
Занятия по строевой подготовке проводятся регулярно, еженедельно, чтобы не
утрачивались навыки, приобретенные на предыдущем занятии.
Занятие по строевой подготовке достигает цели в том случае, когда оно тщательно
подготовлено и материально обеспечено.
Каждое занятие должно состоять из трех частей:
‐ вводной части, куда входит осмотр внешнего вида и выход к месту занятий на строевой плац,
объявление темы, цели занятия и учебных вопросов;
‐ основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в
целом;
отработка производится по командам педагогп или самостоятельно, попарно и в составе
отделения (взвода, роты);
‐ заключительной части, в которой рекомендуется провести
разбор и объявить оценку
обучаемым, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.
В основу строевого обучения должны быть положены руководящие принципы
педагогики: сознательность и активность обучаемых, последовательность, доступность и
систематичность.
Занятия целесообразно проводить в такой последовательности:
‐ тренировка и проверка приемов и действий, изученных на прошедших занятиях;
‐ знакомство с новым строевым приемом или действиями;
‐ изучение приема или действия;
- если прием или действия сложны, то их нужно изучить по элементам, затем
слитно в
замедленном темпе, доводя до уставного темпа;
- если прием или действия несложны, то изучают их вначале в замедленном темпе, а затем
постепенно доводят в процессе обучения до уставного темпа;
‐ использование одностороннего и двустороннего (индивидуального и попарного) способов
обучения;
‐ тренировка обучаемых в выполнении приемов и действий до образцового выполнения;
‐ организация состязания на лучшее исполнение приема или действия;
‐ проведение разбора.
Место педагога при проведении занятия по строевой подготовке должно обеспечивать
наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно устранять ошибки. Наиболее
целесообразным удалением от строя подразделения надо считать:
- для командиров отделений (расчетов) – 3‐4 шага;
- командиров групп ‐ 5‐6 шагов;
- педагога – 7 шагов.
При таком отдалении обучаемые находятся под постоянным контролем командиров и
всегда готовы к выполнению команд.
Большое значение в строевой подготовке имеет умение командира четко и громко
подавать команды. Неправильно и нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение.
Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые
поняли, каких действий от них требует командир. Исполнительная команда должна
подаваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не
следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и
нечеткости в действиях.
Перед подачей команды или отдачей приказания командир обязан принять положение
«смирно». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.
Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:
- ознакомление с приемом;
‐ разучивание приема;
‐ тренировка.
Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым
порядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объясняя
действия.

Изучение каждого элемента, приема или действия (если прием сложен по выполнению)
также начинается с показа и краткого объяснения. После ознакомления со строевым приемом
или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три
связанных между собой основных этапа.
Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы
и в выполнении приема или действия по элементам.
Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем – в единое целое.
Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия.
Выполнение доводится до автоматизма путем многократного выполнения действий. Надо
добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.
Тренировка проводится вначале в медленном, а затем в обычном темпе попарно или
индивидуально, по команде командира, под счет самих обучаемых.
Ошибки, допускаемые отдельными военнослужащими, должны исполняться попутно
во время тренировки.
Подготовка педагога к проведению занятия.
Подготовка к занятию включает:
∙ определение (уточнение) исходных данных;
∙ личную подготовку воспитателя и обучаемых к занятию;
∙ подготовку места занятий и средств материального обеспечения;
Исходными данными для подготовки занятий являются:
∙ тема занятия;
∙ цели;
∙ учебные вопросы;
∙ состав обучаемых;
∙ продолжительность занятия;
∙ место проведения занятий;
∙ материальное обеспечение;
∙ пособия.
Большая часть этих данных определяется программой подготовки и расписанием
занятий.
Проделанную работу по подготовке к занятиям, офицер-воспитатель отражает в плане‐
конспекте, который составляется в произвольной форме, обязательно на каждое занятие.
Содержание плана‐ конспекта зависит от подготовленности и опыта педагога.
Общая структура плана‐конспекта может быть следующая:
1. Заголовок плана.
2. Тема занятия.
3. Цели занятия.
4. Учебные вопросы.
5. Время, отведенное на занятие.
6. Руководства и пособия, используемые при подготовке к занятию
7. Материальное обеспечение.
8. Ход занятия.

Приложение № 2
Примерные вопросы для проведения зачета
1. Строевые приемы и движение без оружия.
2. Строевой расчет.
3. Строй.
4. Строевая стойка.
5. Повороты на месте.
6. Движение.
7. Повороты в движении.
8. Отдание воинского приветствия.
9. Подход к начальнику и отход от него.
10. Строевые приемы и движение с оружием.
11. Строевая стойка с оружием.
12. Выполнение приема «ремень – отпустить (подтянуть)».
13. Выполнение приемов с автоматом.
14. Выполнение приемов с карабином и ручным пулеметом.
15. Повороты и движение с оружием.
16. Выход из строя, подход к начальнику с оружием и отход от него.
17. Строевое слаживание отделения.
18. Отделение в развернутом строю.
19. Отделение в походном строю.
20. Строевое слаживание взвода.
21. Взвод в развернутом строю.
22. Взвод в походном строю.
Тесты: "Строевая подготовка"
1. Что называется строем?
а) Строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии
б) Сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом
в) Установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделении и частей для их
совместных действий в пешем порядке и на машинах
2. Что такое шеренга?
а) Сторона противоположная фронту
б) Строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии
в) Расстояние между флангами
3. Что называется флангом?
а) Правая /левая /оконечность строя
б) Расстояние по фронту между военнослужащими /машинами/, подразделениями и частями
в) Расстояние в глубину между военнослужащими /машинами/ подразделениями и частями
4. Что такое фронт?
а) Расстояние от первой шеренги до последней шеренги
б) Строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу
в) Сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом
5. Что называется тыльной стороной строя?
а) Два военнослужащих стоящих в двух-шереножном строю в затылок один другому
б) Сторона, противоположная фронту
в) Сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом
6. Что называется интервалом?
а) Состояние в глубину, между военнослужащими
б) Расстояние между флангами
в) Расстояние по фронту между военнослужащими /машинами/, подразделениями и частями
7. Что такое дистанция?
а) Расстояние в глубину между военнослужащими

б) Подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или
двухшереножном строю
в) Два военнослужащих стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому
8. Что называется шириной строя.
а) Сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом
б) Расстояние между флангами
в) Расстояние от первой шеренги до последней шеренги
9. Что называется глубиной строя?
а) Расстояние по фронту между военнослужащими /машинами/, подразделениями и частями
б) Расстояние от первой шеренги до последней шеренги
в) Военнослужащие расположены один возле другого на одной линии
10. Что такое колонна?
а) Строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу.
б) Два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому.
в) Установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделении и частей для их
совместных действии в пешем порядке и на машинах.
11. Что называется рядом?
а) Расстояние по фронту – между военнослужащими; подразделениями и частями
б) Строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии
в) Военнослужащие, стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому
12. Двухшереножный строй это"-'
а) Военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги
на дистанции одного шага /вытянутой руки/
б) Строй, в котором военнослужащие расположены в затылок один другому
в) Размешение военнослужащих, подразделении и частей для их совместных, действий в пешем
порядке и на машинах
13. Сомкнутый строй это –
а) Строй, когда подразделения расположены на одной линии по фронту в одношереножном или
двухшереножном строю
б) Строй, когда военнослужащие в шеренгах располагаются по фронту один от другого на
интервалах, равных ширине ладони между локтями
в) Расстояние от первой шеренги до последней шеренги
14. Разомкнутый строй это —
а) Строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии
б) Линия колонна интервалах
в) Военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один
шаг или на интервалах указанных командиром
15. Развернутый строй это –
а) Строй, когда подразделения расположены на одной линии по фронту в одношереножном или
двухшереножном строю
б) Расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями
в) Строй, в котором военнослужащие расположены в затылок один другому
16. Походный строй это –
а) Военнослужащие в шеренгах располагаются по фронту один от другого на интервалах,
равных ширине ладони между локтями
б) Подразделение построено в колонну или подразделения в колонках построены одно за
другим на дистанциях
в) Военнослужащие в шеренгах расположены один от другого на интервалах в один шаг или на
интервалах указанных командиром
17. Кто такой направляющий?
а) Военнослужащий - левофланговый второй шеренги
б) Военнослужащий /подразделение/, двигающийся в головном указанном ему направлении
в) Военнослужащий /подразделение/, двигающийся последним в колонне
18. Кто такой замыкающий?
а) Правофланговый первой шеренги
б) Военнослужащий двигающийся последним в колонне

в) Военнослужащий второй шеренги стоящий в затылок военнослужащему первой шеренги
19. По какой команде принимается строевая стойка?
а) "Становись" или "Смирно"
б) "Заправиться"
в) "Равняйсь"
20. Нормальная скорость движения шагом?
а) 90-100 шагов в минуту
б) 110-120 шагов в минуту
в) 130-140 шагов в минуту
21. Размер шага?
а) 50-60 см
б) 90-100 см
в) 70-80 см
22. Нормальная скорость движения бегом?
а) 165-180 шагов в минуту
б) 150-165 шагов в минуту
в) 180-195 шагов в минуту
23. Размер шага при движении бегом?
а) 75-80 см
б) 85-90-см
в) 95-100 см
24. При движении строевым шагом ногу следует выносить на высоту?
а) 15-20 см
б) 25-30 см
в) 10-15 см
25. При выходе военнослужащего из второй шеренги он.
а) Услышав свою фамилию, поворачиваются лицом к начальнику
б) Выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги,
останавливается и поворачивается лицом к строю
в) Слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего
г) Выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо
/налево/
26. Перестроение отделения, на месте из одной шеренги в две и обратно производится в.
а) Четыре счета
б) Два счета
в) Три счета
27. Подача команд сигналами осуществляется с помощью.;
а) Азбуки Морзе
б) Рук, флажков и фонаря
в) Сигнальных ракет
28. Посадка военнослужащих на автомобили производится через.
а) Правый, левый и задний борта
б) Задний борт
в) Левый борт
29. При размещении личного состава в автомобиле оружие.
а) Находится за спиной
б) Ставится между коленями и поддерживается обеими руками
в) Находится на груди
30. Военнослужащий, который ведет наблюдение за сигналами старшего начальника с
автомобиля размещается.
а) На правом сиденье у заднего борта, кузова
б) В левом переднем углу кузова
в) Правом переднем углу кузова

Приложение № 3

ПЕРЕЧЕНЬ
практических навыков и умений.
Наиболее характерные ошибки при их выполнении
№
п/п
1

2

3

4

5

6

Ошибки
Прием,
команда,
действие
Строевая стойка
Ноги согнуты в коленях, носки не выровнены по линии
фронта и не развернуты на ширину ступни, каблуки не
поставлены вместе. Руки согнуты в локтях, кисти рук
находятся не на середине бедра и не обращены ладонями
внутрь, пальцы не полусогнуты и не касаются бедра. Грудь не
приподнята, живот не подобран, плечи не развернуты, корпус
не подан вперед. Голова опущена, выставлен подбородок
После поворота не сохраняется правильное положение
Повороты на месте
корпуса или ног. Во время поворота ноги (нога) сгибаются в
коленях. Кисти рук не посередине бедер и пальцы не
касаются бедра. Нога приставляется не кратчайшим путем
Повороты в движении
Поворот в движении выполнен несвоевременно. Поворот
направо (налево) осуществляется не на носке левой (правой)
ноги. При повороте не выполняется движение руками в такт
шагу. Поворот кругом выполняется не на носках обеих ног
Строевой шаг
Корпус не подан вперед. Нарушается координация движения
рук и ног. Голова опущена вниз. Движение руками около
корпуса осуществляется не от плеча, а за счет сгибания в
локтях. Движение рук вперед выполняется значительно ниже
(выше) установленной высоты, при этом локоть находится не
на уровне кисти руки, а при движении назад рука отводится
не до отказа в плечевом суставе. Не оттянут носок
вынесенной вперед ноги. Нота не ставится твердо на всю
ступню. Нарушается строевая стойка. Теми движения
значительно меньше (больше) 110-120 шагов в минуту
Выполнение воинского Воинское приветствие выполняется менее или более чем за 34 шага. Пальцы руки, приложенной к головному убору, не
приветствия
вместе, ладонь согнута, средний палец не касается нижнего
края головного убора. Локоть руки не на линии и высоте
плеча. При повороте головы изменилось положение руки у
головного убора. Рука прикладывается к головному убору не
кратчайшим путем
Выход из строя и Выход из строя и возвращение в строй выполняется
возвращение в строй
походным шагом. Выход из строя осуществляется не на
указанное количество шагов. После выхода не выполнен
поворот лицом к строю. Нет ответа: «Есть» после команды о
выходе из строя. По команде, например, «Рядовой Иванов»,
военнослужащий, стоящий лицом к строю, не повернулся к
начальнику или не ответил: «Я». По команде «Стать в строй»
военнослужащий не приложил руку к головному убору и пс
ответил: «Есть». Нарушается положение строевой стойки.
Возвращение в строй осуществляется не кратчайшим путем.
Остальные недостатки те же, что и при движении строевым
шагом

7

8

Подход к начальнику Военнослужащий, услышав свое воинское звание и фамилию,
вне строя и отход от не повернулся лицом к начальнику и не ответил: «Я». При
подходе к начальнику за 5-6 шагов не перешел па строевой
него
шаг. Получив приказ, военнослужащий не приложил или
неправильно приложил руку к головному убору. Нет ответа:
«Есть» после получения приказа. При отходе не сделал 3-4
шага строевым шагом. Остальные недостатки те же, что и при
выполнении предыдущих приемов
Подход к начальнику с При выходе из строя военнослужащий не сделал 1-2 шага от
выходом из строя и первой шеренги прямо или не выполнил в движении поворот'
отход от него
в сторону начальника. Подход (отход) осуществлен не
кратчайшим путем. При подходе военнослужащий не
одновременно с приставлением ноги приложил руку к
головному убору. Остальные недостатки те же, что и при
выходе из строя и возвращении встрой


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».