РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Занимательное чтение»
1 – 4 класс
Серовский ГО
2023
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное чтение» для 2-4 классов
является частью основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ №23. Направления реализации курса: общеинтеллектуальное.
1. Планируемы результаты освоения курса «Занимательное чтение»
Личностные результаты:
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости понимания и сопереживания чувствам других людей.
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта
чтения и слушания произведения
природоведческого характера.
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир и отношения детей и людей.
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
историческое прошлое России;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
Освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Овладение навыками смыслового чтения тестов в соответствии с целями и
задачами
Активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и
нравственных традиций;
2
Умение использовать простейшие виды анализа различных видов текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения исторического характера;
Осознание значимости чтения для личного развития; уважение к истории своей
Родины, верность Родине; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетенции, общего речевого развития, анализа текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
Понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование
нравственной оценки поступков героев.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, принимать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
Оформлять свои мысли в устной и письменно форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различны роли (лидера,
исполнителя);
Умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате изучения курса «Занимательное чтение» обучающиеся получат
возможность:
Общие:
Закрепить умение работать с книгой
Закрепить умение работать с текстом
Проявить интерес к книге
Расширить читательский кругозор
Заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в
развитии познавательных способностей у своих детей
Обучающиеся закрепят умение:
Называть автора произведения
Записывать названия произведения
Определять тему произведения
Составлять вопросы по содержанию рассказа
Понимать содержание произведений и отвечать на вопросы
Формировать письменные ответы на вопросы
Восстанавливать сюжетную линию произведения
Восстанавливать порядок плана
Восстанавливать цитатный план
3
Дополнять план произведения
Называть героев рассказа
Составлять план произведения
Составлять картинны план
Выбирать сюжет, к которому относится рисунок
Отвечать на вопросы текста
Дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в
кроссворде)
Собирать из слов предложения
Записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
Находить и подбирать самим слова-синонимы
Подбирать свои заголовки к рассказам
Определять ключевые слова в произведении
Восстанавливать предложения
Определять смысл пословиц
Выбрать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию
рассказа;
Давать характеристику герою, определять его качества;
Анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
Анализировать поступки героев на протяжении всего рассказа и делать
вывод о том, какие действия являются положительными, какие
отрицательными;
Определять главную мысль произведения;
Подбирать слова-ассоциации к предложенным словам;
Определять тему и содержание произведения;
Описывать героя, использовать слова для справок;
Определять качества героя, используя описания из текста;
Разгадывать кроссворды;
Заполнять кроссворд, используя слова для справок;
Вписывать предметы, изображенные на рисунке;
разгадывать анаграммы;
Читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
Составлять из слов пословицы;
Составлять з предложенного слова новые слова;
Читать слова наоборот;
Разгадывать слова по указанным номерам букв.
2. Содержание учебного курса
Занятия разделены на 4 блока:
Предметный блок;
Блок по развитию речи;
Воспитательный блок;
Занимательный блок.
4
Виды деятельности предметного блока:
называть автора произведения, записывать названия произведения, называть героев
произведения, понимать содержание произведений и отвечать на вопросы,
формулировать письменные ответы на вопросы, восстанавливать порядок плана,
цитатный план, дополнять план произведения, восстанавливать порядок предложений на
основе событий из текста, определять жанр произведения, находить соответствие между
словами, выражениями и их толкованиями, заполнять таблицу, используя словаподсказки, определять верные и неверные выражения, определять тему произведения,
составлять вопросы по содержанию рассказа, восстанавливать сюжетную линию
произведения, составлять вопросы по содержанию произведения, соотносить медаль с
историческим событием, давать характеристику медали, называть исторические события
и их даты, восстанавливать сюжетную линию произведения.
Виды деятельности воспитательного блока:
Определять смысл пословиц, выбирать пословицы, которые соответствуют идейному
пониманию рассказа, давать характеристику героя, определять его качества,
анализировать чувства героя по ходу всего рассказа, анализировать поступки, делать
вывод, определять главную мысль произведения.
Виды деятельности занимательного блока:
Разгадывать кроссворды, филворды, анаграммы, ребусы, загадки; дописывать словарифмы; находить в таблице названия героев и закрашивать их; составлять из букв
слова; дорисовывать и раскрашивать иллюстрации к сюжетам; выбирать сюжет, к
которому относится рисунок; читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
составлять из слов пословицы, из предложенного слова новые слова; читать слова
наоборот, разгадывать слова по указанным номерам букв.
3. Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Тема
Общее количество часов
Всего
Теор.
Интернет ресурсы
Практ.
1
Составление предложений на тему
«Осень».
2
1
1
https://educont.ru/login
2
Составление предложений на тему «Зима».
2
1
1
https://educont.ru/login
3
Составление предложений на тему
«Весна».
2
1
1
https://educont.ru/login
4
Составление предложений по картинкам.
2
1
1
https://educont.ru/login
5
Составление предложений по вопросам
Кто? Что делает?
2
1
1
https://educont.ru/login
5
6
Составление предложений по вопросам
Кто? Что делает?
2
1
1
https://educont.ru/login
7
Чтение русских народных сказок. Сказка
«Колобок»
2
1
1
https://educont.ru/login
8
Сказка «Репка»
2
1
1
https://educont.ru/login
9
Сказка «Теремок»
2
1
1
https://educont.ru/login
10
Сказка «Зимовье зверей»
2
1
1
https://educont.ru/login
11
Составление и чтение рассказа «Семья»
2
1
1
https://educont.ru/login
12
Составление и чтение рассказа «В
магазине»
2
1
1
https://educont.ru/login
13
Составление и чтение рассказа «Моѐ
любимое животное»
2
1
1
https://educont.ru/login
14
Составление и чтение рассказа «Наш
класс»
2
1
1
https://educont.ru/login
15
Описание комнаты
2
1
1
https://educont.ru/login
16
Экскурсия в парк
1
1
https://educont.ru/login
17
Описание экскурсии по вопросам
2
2
https://educont.ru/login
Итого 33ч
15
18
2 класс
№
п/п
1
Тема занятия
Виталий Бианки «Музыкант
Кол-часов
Всего
Теор.
Практ.
1
1
Интернет ресурсы
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
4
Виталий Бианки «Лесной Колобок –
Колючий Бок»
Николай Сладков «Непослушные
малыши»
Николай Сладков «Трясогузскины письма»
1
1
https://educont.ru/login
5
Николай Сладков « Топик и Катя»
1
1
https://educont.ru/login
6
Виталий Бианки «Подкидыш»
1
1
https://educont.ru/login
7
Николай Сладков «Осень на пороге»
1
1
https://educont.ru/login
8
Виталий Бианки «Теремок»
1
1
https://educont.ru/login
9
Евгений Чарушин «Друзья»
1
1
https://educont.ru/login
2
3
6
10
Михаил Пришвин «Еж»
1
1
https://educont.ru/login
11
Евгений Чарушин «Что за зверь?»
1
1
https://educont.ru/login
12
Михаил Пришвин «Этажи леса»
1
1
https://educont.ru/login
13
Евгений Чарушин «Волчишко»
1
1
https://educont.ru/login
14
Михаил Пришвин « Охота за бабочкой»
1
1
https://educont.ru/login
15
Евгений Чарушин «Кошка Маруська»
1
1
https://educont.ru/login
16
Михаил Пришвин «Хромка»
1
1
https://educont.ru/login
17
Эдуард Шим «Неслышные голоса»
1
1
https://educont.ru/login
18
Эдуард Шим «Молчком-то лучше!»
1
1
https://educont.ru/login
19
1
1
https://educont.ru/login
20
Николай Сладков «Кто в моем доме
живет?»
Георгий Скребицкий «Белая шубка»
1
1
https://educont.ru/login
21
Эдуард Шим «Медведь рыболов»
1
1
https://educont.ru/login
22
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
24
Георгий Скребицкий «Длинноносые
рыболовы»
Эдуард Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и
Поползень»
Георгий Скребицкий «Сказка о Весне»
1
1
https://educont.ru/login
25
Николай Сладков «Кто такой!»
1
1
https://educont.ru/login
26
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
28
Георгий Скребицкий «Длиннохвостые
разбойники»
Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и
весна»
Евгений Чарушин «Болтливая сорока»
1
1
https://educont.ru/login
29
Эдуард Шим «Заячье семейство»
1
1
https://educont.ru/login
30
Николай Сладков «Лиса – плясунья»
1
1
https://educont.ru/login
31
Георгий Скребицкий «Пушок»
1
1
https://educont.ru/login
32
Виталий Бианки « «Плавунчик»
1
1
https://educont.ru/login
33
Георгий Скребицкий «Дружба»
1
1
https://educont.ru/login
34
Итоговое занятие.
1
1
https://educont.ru/login
34 ч
34 ч
23
27
Всего
7
3 класс
№
п/п
1
Тема занятия
Валентина Осеева «Отомстила»
Всего
1
Кол-часов
Теор.
Интернет ресурсы
Практ.
1
https://educont.ru/login
Любовь Воронкова «Что сказала бы
мама?»
Евгений Пермяк «Чужая калитка»
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
5
Виктор Драгунский «Сверху вниз,
наискосок!»
Нина Артюхова «Подружки»
1
1
https://educont.ru/login
6
Николай Носов «Леденец»
1
1
https://educont.ru/login
7
Аркадий Гайдар Совесть»
1
1
https://educont.ru/login
8
Михаил «Зощенко «Трусишка Вася»
1
1
https://educont.ru/login
9
Николай Носов «Про репку»
1
1
https://educont.ru/login
10
Валентина Осеева «Почему»
1
1
https://educont.ru/login
11
1
1
https://educont.ru/login
12
Михаил Зощенко» «Показательный
ребенок»
Николай Носов «Карасик»
1
1
https://educont.ru/login
13
Нина Артюхова «Три копухи»
1
1
https://educont.ru/login
14
Нина Артюхова «Камень»
1
1
https://educont.ru/login
15
Евгений Пермяк «Наджный человек»
1
1
https://educont.ru/login
16
Николай Носов «Клякса»
1
1
https://educont.ru/login
17
1
1
https://educont.ru/login
18
Виктор Драгунский «Надо иметь
чувство юмора»
Нина Артюхова «Строгая бабушка»
1
1
https://educont.ru/login
19
Евгений Пермяк «Обманное озеро»
1
1
https://educont.ru/login
20
Любовь Воронкова «Ласковое слово»
1
1
https://educont.ru/login
21
Нина Артюхова «Большая береза»
1
1
https://educont.ru/login
22
Валентина Осеева «Волшебная иголока»
1
1
https://educont.ru/login
23
Николай носов «Прятки»
1
1
https://educont.ru/login
24
Нина Артюхова «Мяу»
1
1
https://educont.ru/login
2
3
4
8
25
Евгений Пермяк «Славка»
1
1
https://educont.ru/login
26
Нина Артюхова «Форфоровые шаги»
1
1
https://educont.ru/login
27
Николай Носов «Замазки»
1
1
https://educont.ru/login
28
Нина Артюхова «Совесть заговорила»
1
1
https://educont.ru/login
29
Нина Артюхова «Кролик и репутация»
1
1
https://educont.ru/login
30
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
32
Михаил Зощенко «Лѐля и Минька:
Бабушкин подарок»
Михаил Зощенко «Лѐля и Минька: Не
надо врать»
Нина Артюхова «Новые соседи»
1
1
https://educont.ru/login
33
Николай Носов «Про тигра»
1
1
https://educont.ru/login
34
Итоговое занятие.
1
1
https://educont.ru/login
34 ч
34 ч
31
Всего
4 класс
№
п/п
1
Тема занятия
Всего
1
Кол-часов
Теор.
Интернет ресурсы
Практ.
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
2
Наша Родина – Россия.
Государственные символы России.
Олег Тихомиров «Александр Невский»
3
Георгий Шторм «На поле Куликовом»
1
1
https://educont.ru/login
4
Кирилл Коегаров «Минин и
Пожарский»
Сергей Алексеев «Рассказы Расказы о
Степане Разине, казаках и восставшем
народе»
Сергей Алексеев «Рассказы о царе
Петре I и его времени»
Анатолий Митяев «Сражение при
Гангуте»
Анатолий Митяев «Адмирал Ушаков»
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
11
Сергей Алексеев «Рассказы о Суворове
и русских солдатах»
Сергей Алексеев «Рассказы об
Отечественной войне 1812 года»
Анатолий Митяев «Адмирал Нахимов»
1
1
https://educont.ru/login
12
Сергей Алексеев «Брестская крепость»
1
1
https://educont.ru/login
13
Сергей Алексеев «Они защищали
Москву»
1
1
https://educont.ru/login
5
6
7
8
9
10
9
Альберт Цесаревский «Операция
«Мост»
Юрий Стрехнин «Крепость
Черноморцев»
Юрий Стрехнин Город отважных
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
Владимир Богомолов «За оборону
Сталинграда»
Александр Насибов «За оборону
Кавказа»
Михаил Лободин «За оборону
Ленинграда»
Анатолий Митяев «В холодном море»
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
Евгений Воробьев «Тринадцатый
лыжник»
Александр Шишов «Лесная девочка»
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
Валерий Воскобойников «В городе на
Каме»
Анатолий Митяев «Землянка», «Мешок
овсянки», «Ракетные снаряды»
Лев Кассиль «плот Алексея Андреевича
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
Сергей Сергеев-Ценский «Хитрая
девчонка»
Борис Лавренѐв «Разведчик Вихров»
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
Евгений Воробьѐв «Последние
выстрелы»
Владимир Даненбург «Весенняя музыка
Весны»
Владимир Даненбург «Чтоб всегда
было солнце»
Сергей Алексеев «Последний штурм»
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
1
1
https://educont.ru/login
33
Дмитрий Дажин «За освобождение
Праги»
Юрий Нагибин «Рассказы о Гагарине»
1
1
https://educont.ru/login
34
Итоговое занятие.
1
1
https://educont.ru/login
34 ч
34 ч
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Всего
10