Математика вокруг нас 7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика вокруг нас»
для обучающихся 2 – 4 классов
с задержкой психического развития (ЗПР 7.2)

Серовский ГО 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация

задачи

воспитания

любознательного,

активно

и

заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению
математических задач творческого и поискового характера будет проходить
более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Это может быть курс «Математика вокруг нас», расширяющий
математический

кругозор

и

эрудицию

учащихся,

способствующий

формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической

грамотности,

коммуникативных

умений

младших

школьников с применением коллективных форм организации занятий.
Создание

на

занятиях

ситуаций

активного

поиска,

предоставление

возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями

рассуждений,

овладение

элементарными

навыками

исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный
интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой
кругозор.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором
к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное.
Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного
урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой
форме.

Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие
памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по
внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только
стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных
заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических
олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
символики,

правильному

применению

математической

терминологии

быстрому и беглому счѐту и т.д.
Творческие работы и проектная деятельность, используемые при
реализации данной программы, основаны на любознательности детей,
которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и
осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать
на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной
программе удачно вписываются в систему образования и воспитания
младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному
развитию детей.
Задачи курса:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения
обдумывать и планировать свои действия;

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих
способностей,

умения

аргументировать

свои

высказывания,

строить

простейшие умозаключения;
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми
усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
5. Расширять математические знания в области многозначных чисел;
6. Содействовать умелому использованию символики и учить
правильно применять математическую терминологию.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Организация

деятельности

младших

школьников

на

занятиях

основывается на следующих принципах:


занимательность;



научность;



сознательность и активность;



наглядность;



доступность;



связь теории с практикой;



индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный
подход к каждому школьнику с учѐтом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличии
от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это
обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип
моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые
приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например:
интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей,
задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы,
игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие
решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:


на развитие внимания и закрепления терминологии;



игры-тренинги;



игры-конкурсы (с делением на команды);



сюжетные игры на закрепление пройденного материала;



интеллектуально-познавательные игры;



интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание.
Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и
логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда
обогащает урок и делает его понятнее это:


сказочные сюжеты уроков;



поиск основных алгоритмических конструкций;



на хорошо знакомых сказках;



сочинение своих сказок.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они

построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в
отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу,

моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но
возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать
основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребѐнка.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ



развивающее обучение;



технология обучения в сотрудничестве;



коммуникативная технология.

Выбор

технологий

дифференциации

и

и

методик

индивидуализации

обусловлен
обучения

в

необходимостью
целях

развития

универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40
минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов с ЗПР
(7.2).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
2 КЛАСС
1.

Раздел

«Числа.

Арифметические

действия.

Величины».

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных

чисел

и

соответствующие

случаи

деления.

Числовые

головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др.
2. Раздел «Мир занимательных задач». Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи

на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные
задачи.
3. Раздел «Геометрическая мозаика».

Геометрические узоры.

Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько
осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники,

уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в

конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
3 КЛАСС
Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.)
Вводное занятие.
Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.)
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».
Тема 3 - 4. Интересные приѐмы устного счѐта. (2ч.)
Задания для быстрого и беглого счѐта.
Тема 5 – 6.. Учимся отгадывать ребусы.(2 ч.)
Работа с ребусами, составление ребусов.
Тема 7 - 8. Решение ребусов и логических задач.(2 ч.)
Самостоятельная работа учащихся.
Тема 9 - 10. Задачи-смекалки. (2 ч.)
Работа с задачами, требующими математическое решение.
Тема 11. Игра «Живые числа».(1ч.)
Работа с числами.
Тема 12 - 13. Обратные задачи.(2ч.)
Работа в группах «Найти пару».
Тема 14. Практикум «Подумай и реши».(1ч.)
Решение задач и примеров.
Тема 15. Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)

Инсценировка задач.
Тема 16 - 17.. Решение нестандартных задач.(2 ч.)
Решение задач на установление причинно-следственные отношения.
Тема 18 - 19 . Решение олимпиадных задач.(2ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 20 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(1 ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 21. Решение уравнений.(1 ч.)
Работа над уравнениями. Тренировочные упражнения.
Тема 22 – 23 . Решение логических задач.( 2 ч.)
Схематическое изображение задач.
Тема 24. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 25. Знакомьтесь: Архимед!(1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 26. Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)
Работа

над

созданием

проблемных

ситуаций,

требующих

математического решения.
Тема 27 - 28. Математические игры..(2 ч.)
Работа в группах, в парах.
Тема 29. Наука геометрия.(1 ч.)
Работа в группах.
Тема 30 -31. Математический КВН. (2 ч.)
Закрепление знаний, умений и навыков в решение примеров и задач.
Соревнование по рядам.
Тема 32 - 33. Дважды – два четыре.(2 ч.)
Табличное умножение и деление.
Тема 34. Периметр геометрических фигур.(1ч.)
Нахождение периметра.

4 КЛАСС
1.

Раздел

«Числа.

Арифметические

действия.

Величины».

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчѐт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и
составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие
случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия
так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких
решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числавеликаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с
математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные
задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы
массы. Литр.
2. Раздел «Мир занимательных задач». Задачи, допускающие
несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными
данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные
задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи
на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные
задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования
ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи,

выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных
задач

международного

конкурса

«Кенгуру».Воспроизведение

способа

решения задачи.
3.

Раздел

«Геометрическая

мозаика».

Пространственные

представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие точки»(на листе в клетку). Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры.
Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько
осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной
фигуры

в

конструкции.

Расположение

деталей.

Выбор

деталей

в

соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких
возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной
фигуры на равные по площади части.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений
для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с
заданными правилами.

- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать
его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения
задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи.

- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→
1↓и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали
в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
-

Моделировать

объѐмные

фигуры

из

различных

материалов

(проволока, пластилин и др.) и из развѐрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
Личностные:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
- воспитание чувств справедливости, ответственности;
- овладение способами исследовательской деятельности;
развитие

-

самостоятельности

суждений,

независимости

и

нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные:
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями еѐ реализации;
-

умение

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
- умение использовать знаково-символические средства;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные:
- умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правильно выполнять арифметические действия;
- умение рассуждать логически грамотно;
- знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их
последовательность;
- умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять
условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);

- умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
3 КЛАСС
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
- определять тему и главную мысль текста;
-

вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по
заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий
признак группы элементов);

-

понимать информацию, представленную разными способами:

словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в
задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор
действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос
задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг);
-

выполнять

построение

геометрических

фигур

с

заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки,
угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
4 КЛАСС
Личностные результаты:
-

проявляет

положительное

отношение

к

исследовательской

деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- оценивает успешность своей и коллективной деятельности на основе
предложенных критериев; - проявляет устойчивый интерес к новым
способам познания;
- способен к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным
нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:

- анализирует правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
— включается в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывает собственное мнение и аргументирует
его;
—выполняет пробное учебное действие, фиксирует индивидуальное
затруднение в пробном действии;
— аргументирует свою позицию в коммуникации, учитывает разные
мнения, использует критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
— контролирует свою деятельность: обнаруживает и исправляет
ошибки.
- выбирает необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
— сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
— объясняет выбор деталей или способа действия при заданном
условии;
— анализирует предложенные возможные варианты верного решения;
— моделирует объѐмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развѐрток;
- анализирует расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции.
Предметные результаты:
- сравнивает разные приѐмы действий, выбирает удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- применяет изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений
для работы с числовыми головоломками;

— моделирует в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда;
- использует его в ходе самостоятельной работы.
- решает задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный
способ решения. анализирует текст задачи: ориентируется в тексте, выделяет
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— объясняет (обосновывает) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводит способ решения задачи;
— сопоставляет полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием; — анализирует предложенные варианты решения
задачи, выбирает из них верные, выбирает наиболее эффективный способ
решения задачи;
— оценивает предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— конструирует несложные задачи.
преобразовывает геометрические фигуры на плоскости по заданной
программе и составляет свои подобные задания; ориентируется в понятиях
«влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентируется на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓
и др., указывающие направление движения;
— проводит линии по заданному маршруту (алгоритму);
— выделяет фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— составляет фигуры из частей, определяет место заданной детали в
конструкции;
—выявляет закономерности в расположении деталей; составляет
детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащийся научится:

- сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений
для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать
его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки;
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения
задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;
- конструировать несложные задачи;
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓
и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (треугольников,

уголков,

спичек) в
исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в
конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали
в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-

моделировать

объѐмные

фигуры

из

различных

материалов

(проволока, пластилин и др.) и из развѐрток;
- осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;

- сравнивать числа и записывать результат сравнения;
- выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200, 470+80,
560 – 90;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные
единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и
соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
- воспроизводить по памяти таблицу умножения;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лѐгких
случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
- выполнять проверку правильности выполнения сложения и
вычитания;
- называть и обозначать действия умножения и деления;
- использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
- заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и
произведение — суммой одинаковых слагаемых;
- умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.
- читать и записывать числовые выражения;
- находить значения числовых выражений содержащих сложение и
вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);
- применять переместительное и сочетательное свойства сложения при
вычислениях;
- решать уравнения;
- применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
- называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
- устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом
умножения;
- выполнять умножение и деление;

- работать с текстовыми задачами;
- решать задачи в 1–3 действия на сложение и вычитание, на
разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие
конкретный смысл действий умножение и деление;
- выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
- составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой
записи, по числовому выражению, по решению задачи;
- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Результат реализации программы «Математика вокруг нас» во многом
зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и
учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым,

сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать
числу занимающихся воспитанников.
Оборудование:

столы;

стулья;

стенды

для

демонстрации

информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных
образцов.
Размещение

учебного

оборудования

должно

соответствовать

требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки,
карандаши, ножницы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 2 класс
№
п/п

Тема занятия

Количество часов
Формы и
методы
Вс Конт Практ
его роль ически контроля
ные
е
работ работ

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1.

«Удивительная снежинка»

1

ы
0

ы
0

2.

Крестики-нолики

1

0

0

3.

Математические игры

1

0

0

4.

Прятки с фигурами

1

0

0

5.

Секреты задач

1

0

0

6.

«Спичечный конструктор»

2

0

0

7.

1

0

0

8.

Геометрический
калейдоскоп
Числовые головоломки

1

0

0

9.

Шаг в будущее

1

0

0

10.

Геометрия вокруг нас

1

0

0

11.

Путешествие точки

1

0

0

12.

«Шаг в будущее»

1

0

0

13.

Тайны окружности

1

0

0

14.

1

0

0

15.

Математическое
путешествие
«Новогодний серпантин»

2

0

1

16.

Математические игры

1

0

0

17.

2

0

0

2

0

0

19.

«Часы нас будят по
утрам..»
Геометрический
калейдоскоп
Головоломки

1

0

1

20.

Секреты задач

1

0

1

21.

«Что скрывает сорока?»

1

0

1

22.

1

0

1

23.

Интеллектуальная
разминка
Дважды два-четыре

2

0

0

24.

В царстве смекалки

1

0

0

25.

Составь квадрат

1

0

0

18.

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/

26.

Мир занимательных задач

1

0

0

27.

Математическая эстафета

1

0

0

28.

Математические фокусы

1

0

0

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 3 класс
№
п/п

Тема занятия

Количество часов
Формы и
Электронные
методы
цифровые
Вс Конт Практ
образовательные
его роль ически контроля
ресурсы
ные
е
работ работ
ы
ы
1.
Математика - царица всех 1
1
Устный Российская электронная
наук.
опрос
школа https://resh.edu.ru/
2.
Как
люди
научились 1
1
Устный Российская электронная
считать.
опрос
школа https://resh.edu.ru/
3- Интересные
приѐмы 2
2
Практиче Российская электронная
4.
устного счѐта.
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
5- Учимся отгадывать ребусы. 2
2
Практиче Российская электронная
6.
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
7- Решение
ребусов
и 2
2
Практиче Российская электронная
8.
логических задач.
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
9- Загадки-смекалки.
2
2
Устный Российская электронная
10.
опрос
школа https://resh.edu.ru/
11. Игра «Живые числа».
1
1
Дидактич Российская электронная
еская игра школа https://resh.edu.ru/
12- Обратные задачи.
2
2
Практиче Российская электронная
13.
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
14. Практикум «Подумай и 1
1
Практиче Российская электронная
реши».
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
15. Задачи
с
изменением 1
1
Практиче Российская электронная
вопроса.
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
16- Решение
нестандартных 2
2
Практиче Российская электронная
17. задач.
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
18- Решение
олимпиадных 2
2
Практиче Российская электронная
19. задач.
ская
школа https://resh.edu.ru/
работа
20. Решение
задач 1
1
Дидактич Российская электронная
международной
игры
еская игра школа https://resh.edu.ru

21.

«Кенгуру».
Решение уравнений.

22- Решение логических задач.
23.

1

-

1

2

-

2

24.

Знакомьтесь: Пифагор!

1

-

1

25.

Знакомьтесь: Архимед!

1

-

1

1

-

1

2

-

2

1

-

1

2

-

2

2

-

2

1

-

1

Задачи
многовариантными
решениями.
27- Математические игры.
28.
29. Наука геометрия.
26.

с

30- Математический КВН.
31.
32- Дважды – два четыре.
33.
34. Периметр геометрических
фигур.

Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Устный
опрос
Устный
опрос
Практиче
ская
работа
Дидактич
еская игра
Устный
опрос
Творческа
я работа
Дидактич
еская игра
Практиче
ская
работа

Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/
Российская электронная
школа https://resh.edu.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 4 класс
№
п/п

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Количество часов
Формы и
Электронные
методы
цифровые
Вс Конт Практ
образовательные
его роль ически контроля
ресурсы
ные
е
работ работ
ы
ы
Повторение
материала, 1
0
0
Устный https://educont.ru/login
изученного в 3-м классе
опрос
(игра-путешествие).
Интеллектуальная
1
0
0
Устный https://resh.edu.ru/
разминка
опрос
Мир занимательных задач
1
0
0
Устный https://educont.ru/login
опрос
Кто что увидит?
1
0
0
Устный https://resh.edu.ru/
опрос
Римские цифры
1
0
0
Устный https://educont.ru/login
опрос
Числовые головоломки
2
0
0
Устный https://resh.edu.ru/
опрос
Математический марафон
1
0
0
Устный https://educont.ru/login
опрос
Спичечные головоломки
1
0
0
Устный https://resh.edu.ru/
опрос

9.

Игра «выбери маршрут»

1

0

0

10.

Математические фокусы

1

0

0

11.

1

0

0

12.

Моделирование фигур из
проволки
Игра «Разгадай числа»

1

0

0

13.

Тайны квадрата

1

0

0

14.

1

0

0

2

0

1

16.

Математическое
путешествие
Занимательное
моделирование
Математика – наш друг!

1

0

0

17.

Решай, отгадывай, считай

2

0

0

18.

Задачи
с
возможными
решениями
Математические фокусы

2

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

22.

Блиц -турнир по решению
задач
Геометрические
фигуры
вокруг нас
В стране математики

1

0

1

23.

Игра в магазин. Монеты

2

0

0

24.

Математическая карусель

1

0

0

25.

Конструирование фигур

1

0

0

26.

Игра «Разгадай числа»

1

0

0

27.

Игра «Задумай число»

1

0

0

28.

Математические фокусы

1

0

0

15.

19.
20.
21.

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».