Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………..2
Паспорт программы………………………………………………………………3
Раздел 1. Характеристика текущего состояния………………………………...9
Раздел 2. Концепция Программы развития…..………………………………..16
Раздел 3. Ключевые ориентиры Программы развития..……………………....17
Раздел 4. Мероприятия по реализации программы развития .…………….....18
Раздел 5. Мониторинг реализации Программы развития……………………..23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном
образовании, происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование
становится первой ступенью системы образования, впервые утвержден ФГОС дошкольного
образования. Реализуется новая финансово-экономическая модель (муниципальное
задание, подушевое финансирование и пр.)
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе
стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества
образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога.
Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в
инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
В современной системе дошкольного и школьного воспитания на начальном этапе
непрерывного образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее
содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием
большого числа программ идущих «сверху» и инициативой «снизу», от педагогов чутко
реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало
тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных
образовательных учреждений.
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению
образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и
удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа
дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Приоритетной становится совместная детско-взрослая проектная деятельность.
При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и резервные
возможности образовательного учреждения, специфика региональных традиций
образования, потребности родителей воспитанников, профессиональный уровень
педагогов.
Наличие данной программы обеспечивает системность и преемственность в
реализации воспитательных и образовательных задач, помогает исключить дублирование в
работе учреждения, фокусировать внимание на актуальных проблемах педагогической
деятельности, более эффективно реализовывать требования ФГОС ДО.
В данной программе выделены основные направления работы коллектива на 3 года,
учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация
педагогического коллектива на современные образовательные технологии.
Паспорт программы развития
Полное наименование Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного
организации
учреждения средняя общеобразовательная школа № 23 – детский
сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития
детей № 22 «Лесовичок»
Наименование
Программа развития филиала муниципального бюджетного
документа
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 23 – ДОУ № 22 «Лесовичок»
Статус Программы
Программа развития филиала муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 23 – ДОУ № 22 «Лесовичок» на 2022-2025 гг. (далее –
Программа развития) – локальный нормативный акт ДОУ,
отражающий стратегический план, направленный на осуществление
нововведений в образовательном учреждении, на реализацию
актуальных, перспективных, прогнозируемых образовательных
потребностей и социального заказа.
Документы,
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
послужившие
29.12.2012 № 273-ФЗ.
основанием
для
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
разработки Программы
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №
развития
996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
31.03.2022 № 678-р.
4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4
паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
5. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие
дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц,
проявивших выдающиеся способности"».
6. Федеральный государственный образовательный
дошкольного образования (ФГОС ДО).
стандарт
7. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373.
8. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК-123/07.
Инициатор идеи
Руководитель образовательного учреждения: Бирюкова Наталья
Владимировна
Заведующий филиалом МБОУ СОШ № 23 – ДОУ № 22
«Лесовичок» Гребенщикова Татьяна Вениаминовна
Основной
ответственный
разработчик Программы
развития
Почтовый адрес: Свердловская обл., г. Серов ул. 8 Марта, 34
Реквизиты связи: 23shkola@list.ru lesovichok22@mail.ru
Контактные телефоны: 8 (34385) 6-89-82
Разработчики
Программы развития
Администрация МБОУ СОШ № 23, педагогический коллектив ДОУ
№ 22
Исполнители
Программы развития
Педагоги, воспитанники и родители филиала МБОУ СОШ № 23 –
ДОУ № 22
Назначение программы
- Программа развития предназначена для определения
перспективных
направлений
развития
образовательного
учреждения на основе анализа работы ДОУ № 22 «Лесовичок» за
предыдущий период.
- В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные
направления обновления содержания образования и организации
воспитания, управление дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.
- Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
развития ФГОС, создание условий для сохранения, приумножения
культурных и духовных ценностей народов России; становление
открытой, гибкой и доступной системы образования.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях,
заданных ФГОС ДО, основными ориентирами которого являются:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
-обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребёнка в получении качественного дошкольного образования и
государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства
обязательных требований;
-сохранение единства образовательного пространства РФ
относительно уровня ДО.
-объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад
детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного
образования;
-недостаточная готовность и включённость родителей в управление
качеством
образования детей
через
общественногосударственные формы управления;
-необходимость интенсификации
педагогического
труда,
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий;
необходимость
расширения
сферы
дополнительных
образовательных услуг.
Проблема
Цели Программы
развития
1. Повышение качества образовательных и коррекционных услуг в
организации, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
2. Удовлетворение образовательных запросов субъектов
образовательной деятельности и лиц, заинтересованных в
образовании в соответствии с требованиями законодательства.
3. Модернизация материально-технической базы организации,
цифровизация образовательной деятельности.
4. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного
образования с учётом потребностей и возможностей детей.
5. Повышение безопасности, в том числе усиление
антитеррористической защищенности объектов организации.
Комплексные задачи
Программы развития
1. Обеспечение преемственности основных образовательных
программ дошкольного образования и начального образования.
2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и
элементов электронного обучения для детей от 5 лет.
3.
Цифровизация
системы
управления
организацией, в том числе документооборота.
образовательной
4. Создание открытой и доступной системы дополнительного
образования для развития детских способностей.
5. Обеспечение эффективного, результативного функционирования
и постоянного роста профессиональной компетентности
стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
6. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды
и материально-технической базы организации.
7. Повышения безопасности в организации в отношении детей,
работников и посетителей.
8. Создание условий для полноценного сотрудничества
социальными партнерами для разностороннего развития детей.
Назначение программы
с
- Программа развития предназначена для определения
перспективных
направлений
развития
образовательного
учреждения на основе анализа работы ДОУ № 22 «Лесовичок» за
предыдущий период.
- В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы
главные направления обновления содержания образования и
организации воспитания, управление дошкольным учреждением на
основе инновационных процессов.
- Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
развития ФГОС, создание условий для сохранения, приумножения
культурных и духовных ценностей народов России; становление
открытой, гибкой и доступной системы образования.
Основные направления - Обеспечение доступности дошкольного образования;
развития организации
- Обеспечение качества образования;
- Развитие образовательной среды и материально-технической базы;
- Обеспечение эффективной работы образовательной организации.
Основные
функции - Определяет стратегию развития детского сада;
Программы развития
- Выделяет приоритетные направления работы;
- Ориентирует всю деятельность на конечный результат.
Принципы
-Принцип программно-целевого подхода, который предполагает
образовательной
единую систему планирования и своевременное внесение корректив
деятельности ДОУ в в планы;
рамках Программы
-Принцип
информационной
компетентности
участников
развития
образовательного процесса о происходящем в ДОУ: целевые
установки доводятся до каждого участника педагогического
процесса путем обсуждения и принятия соответствующих решений
на педагогическом совете ДОУ;
-Принцип вариативности, предполагающей осуществление
различных вариантов действий по реализации задач развития ДОУ;
-Принцип включения в решение задач Программы развития всех
субъектов образовательного пространства.
Сроки
и
этапы Программа будет реализована в 2022-2025 годы в три этапа.
реализации Программы
развития
1-ый этап – подготовительный (2022-2023уч.г)
–
разработка документации для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
– оптимизация условий (кадровых, материально-технических) для
успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой
развития;
– начало реализации мероприятий, направленных на создание
интегрированной
модели
развивающего
образовательного
пространства.
2-ой этап – практический (2023-2024уч.г)
–
апробирование
модели,
обновление
содержания
организационных форм, педагогических технологий;
– постепенная реализация мероприятий в соответствии с
Программой развития;
– коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.)
– реализация мероприятий, направленных на практическое
внедрение и распространение полученных результатов;
– анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в
Программе развития.
Порядок
финансирования
Программы развития
Средства: субсидии на муниципальное задание.
Целевые субсидии.
Целевые индикаторы и Удовлетворенность 60 % участников образовательных отношений
показатели успешности качеством предоставляемых образовательных услуг.
реализации Программы
Положительная динамика результативности участия педагогов в
развития
конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной
направленности.
Благоприятные показатели физического, психического здоровья
воспитанников.
Рост числа работников, использующих дистанционные технологии,
ИКТ, инновационные педагогические технологии.
Обучение 100 % педагогов по программам для работы с детьми с
ОВЗ.
Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме
реализации образовательных программ с организациями города
технической,
инновационной,
культурной,
спортивной,
художественной, творческой направленности.
Обновление материально-технической базы на 20 %.
Отсутствие несчастных случаев с работниками
происшествий на территории организации.
Ожидаемые результаты Высокая конкурентоспособность
реализации программы
образовательных услуг.
детского
сада
и
детьми,
на
рынке
Реализация программ дополнительного образования для детей и их
родителей.
Высокий процент (90%) выпускников организации, успешно
прошедших адаптацию в первом классе школы.
Внедрение и эффективное использование цифровых технологий в
работе организации, в том числе документообороте, обучении и
воспитании дошкольников.
Создание современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в
соответствии с требованиями законодательства РФ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том
числе в области овладения инновационными образовательными и
метапредметными технологиями за счет прохождения повышения
квалификации и переподготовки работников, участия в
муниципальных и региональных профессиональных мероприятиях.
Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов
ДОУ, формирование компетенций в соответствии с требованиями
Профессионального стандарта.
Повышение качества образования в рамках обеспечения
полноценного личностного развития, физиологического и
психологического благополучия ребенка в переходный период от
дошкольного воспитания к школе.
Совершенствование системы управления качеством образования в
ДОУ, а также обеспечения всех участников образовательного
процесса и общества в целом объективной информацией о
состоянии системы образования на различных уровнях и
тенденциях развития.
Трансляция результатов инновационной и экспериментальной
деятельности педагогического коллектива ДОУ в муниципальной и
региональной системах образования
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей, вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс детского сада через установление
партнерских отношений
Структура
развития
программы Введение
Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада
Раздел II. Концепция развития детского сада
Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия,
цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития
Раздел V. Мониторинг реализации программы развития
Порядок
управления Текущее управление программой осуществляется администрацией
реализацией программы детского
сада.
Корректировки
программы
развития
осуществляются заведующим ДОУ № 22
Порядок мониторинга Внутренний мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма –
реализации программы аналитический отчет-справка о результатах реализации программы
развития
развития. Ответственный –заведующий ДОУ № 22
Ресурсное обеспечение 1. Кадровые ресурсы. На данный момент 56% педагогам присвоена
реализации программы первая квалификационная категория, На момент завершения
развития
программы доля педагогов с первой квалификационной категорией
должна составить – 70%.
2. Материально-технические ресурсы. На данный момент
образовательная организация полностью укомплектована для
реализации образовательных программ дошкольного образования.
На момент завершения программы развития детский сад должен
создать материально-технические ресурсы для реализации
программ
дополнительного
образования
по
следующим
направлениям: технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной.
Контроль
реализации Контроль
за
выполнением
Программы
осуществляет
Программы развития
администрация МБОУ СОШ №23, педагогический совет ДОУ
родительский совет. Организация осуществляет мониторинг
эффективности реализации программы развития. Отчетная дата
– май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга
ответственный работник составляет аналитический отчет о
результатах реализации Программы развития. Ответственный
назначается приказом директора МБОУ СОШ № 23.
Корректировку Программы развития осуществляет заведующий
филиалом МБОУ СОШ № 23 – ДОУ № 22
Введение
Используемые термины и сокращения.
Детский сад –ДОУ № 22 города Серова
Программа – Программа развития детского сада на 2022-2025 годы.
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики,
закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней.
Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ,
регламентирующий и направляющий ход развития детского сада. В программе
отражаются системные, целостные изменения в детском саду (инновационный режим),
сопровождающиеся проектно-целевым управлением.
Основными функциями настоящей программы развития являются:
организация и координация деятельности детского сада по достижению
поставленных перед ним задач;
• определение ценностей и целей, на которые направлена программа;
• выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством
контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития;
• интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в
интересах развития детского сада.
•
Механизмы реализации программы развития
1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с
целью повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных
услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов,
документооборота.
3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами
детского сада, существующими в нем процессами.
4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности
детского сада.
5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм
организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их
интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности.
6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение
данных о тенденциях в области личностного развития детей.
7. Закупка и установка нового оборудования в целях модернизации РППС.
Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада
Информационная справка об организации
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 23 – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №
22 «Лесовичок». Учредителем филиала МБОУ СОШ №23 – ДОУ № 22 является Управление
образования администрации Серовского городского округа. Дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 22 «Лесовичок» введен в эксплуатацию в декабре 2012 года, с
проектной мощностью на 80 детей (4 группы).
Правоустанавливающие документы детского сада.
Устав. Действующий устав МБОУ СОШ № 23 утвержден постановлением администрации
Серовского городского округа от 08.08.2016 № 1340.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности – от 16.10.2015, серия 63Л21
№ 0006419, регистрационный номер 78937. Лицензия бессрочная.
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Основной
государственный регистрационный номер: 1023400132835 за государственным
регистрационным номером 8653172547771.
Свидетельство о регистрации в налоговом органе. Основной
государственный регистрационный номер 1023400132835. ИНН/КПП
7329758891/785101031.
Контакты. Адрес: г. Серов Свердловской области, улица 8 Марта, дом 16. Телефон:
6-89-82. Электронный адрес: 23shkola@mail.ru
Условия обучения в детском саду.
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является
группа детей дошкольного возраста. В настоящее время в учреждении функционирует 4
группы, из них:
•
•
1 группа для детей раннего возраста,
3 группы для детей дошкольного возраста
Режим работы ДОУ: с 7.30 до 17.30. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные
дни.
ДОУ № 22 г. расположен по адресу: Свердловская область, Серовский район, г. Серов,
ул. 8 Марта, 34.
Здание детского сада отдельно стоящее, типовое, двухэтажное, обладает всеми видами
благоустройства. Имеются: собственная территория для прогулок с 4 обустроенными
прогулочными верандами, игровое и спортивное оборудование, небольшая спортивная
площадка, хозяйственная площадка с контейнерами для сбора мусора. Отличительной
особенностью детского сада является хорошее озеленение.
Детский сад «Лесовичок» является учреждением общеразвивающего вида с 10 - часовым
пребыванием детей, реализующее образовательную программу дошкольного образования
в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Режим работы учреждения – с 7.30 до 17.30 при пятидневной рабочей неделе. Выходные –
суббота, воскресенье, праздничные дни в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Материально-техническая база организации. Имеется кабинет заведующего, медицинский
кабинет, изолятор, методический кабинет, логопедический кабинет, физкультурный зал,
кабинет завхоза, пищеблок, 4 групповые комнаты, прачечная, подсобные кладовые.
Сведения о воспитанниках. В настоящее время в организации функционирует 4 группы
воспитанников, из них:
Одна группа раннего возраста, 3 группы общеразвивающего развития.
•
•
•
•
1 группа раннего возраста (1,5-3 года) – 18 чел.;
1 группа младшего возраста (3-4 гола) – 13 чел.;
1 группа среднего возраста (4-5 лет) – 24 чел.;
1 группа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 24 чел.
Характеристика семей воспитанников по составу
Состав семьи
Количество семей
Процент от общего количества
семей воспитанников
Всего
43
100%
Полная
18
42%
Неполная с матерью
25
55%
Неполная с отцом
0
0
Оформлено опекунство
0
0
Характеристика семей воспитанников по количеству детей
Количество детей в семье Количество семей
Процент от общего количества
семей воспитанников
Один ребенок
17
40%
Два ребенка
15
35%
Три ребенка и более
11
25%
Характеристика окружающего социума.
Ближайшее окружение детского сада:
•
•
•
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 23;
Филиал городской библиотеки им. Мамина-Сибиряка;
Автопредприятие ДРСУ
Взаимодействие с МБОУ СОШ № 23 обеспечивает преемственность дошкольного и
начального школьного образования.
Совместно с библиотекой детский сад проводит литературные и культурнопознавательные мероприятия.
Взаимодействие с ДРСУ способствует созданию комфортной и безопасной среды
функционирования ДОУ, а также трудовому воспитанию и ранней профориентации
воспитанников.
Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов.
Общее количество педагогических работников – 9 человек (6 воспитателей, 1
музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре,
1 учительлогопед).
Работник с медицинским образованием – 2 человека.
Укомплектованность кадрами:
•
•
•
воспитателями – на 100%;
младшими воспитателями – на 100%;
обслуживающим персоналом – 100%.
Сведения о работниках
Образовательный уровень и уровень квалификации педагогов
Общие сведения о
педагогах
Всего, педагогов
% к общему числу
педагогов
Уровень образования педагогов
высшее педагогическое
5
среднее специальное
4
из них обучаются в ВУЗе
0
Результаты аттестации
высшая
0
первая
5
соответствие
2
нет категории
2
Курсы повышения квалификации
ФГОС
10
ОВЗ и инклюзия
8
Показатели стажа педагогических работников
до 5 лет
1
от 5 до 10 лет
3
от 10 до 15
3
от 15 до 25
1
Свыше 25
2
Возрастной ценз педагогов
До 25 лет
0
от 25 до 35 лет
3
от 35 до 45 лет
3
от 45 до 55 лет
2
свыше 55
2
60%
40%
0
0
60%
20%
20%
100%
80%
10%
30%
30%
10%
20%
0
30%
30%
10%
20%
Оценка актуального состояния внутреннего
потенциала
Оценка перспектив развития с учетом изменения
внешних факторов
Сильные стороны
Слабые стороны
Благоприятные
возможности
Риски
Достаточно высокий
профессиональный
уровень педагогических
кадров
Отсутствие
необходимых
специалистов:
психолога,
педагогов
дополнительного
образования –
недостаточное
обеспечение
психологопедагогической
поддержки семьи и
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей) в
вопросах развития
и образования,
охраны и
укрепления
здоровья детей,
вовлечение
родителей
(законных
представителей) в
образовательный
процесс детского
сада через
установление
партнерских
отношений
Есть возможность
получать
квалифицированную
научно-методическую
помощь без отрыва от
работы, используя
дистанционные
форматы повышения
квалификации
Месторасположение
детского сада: ДОУ –
центр микрорайона,
близость лесной зоны –
экологически чистый
район, близость школы –
непрерывность
образования
Недостаточная
материальнотехническая база
ДОУ, удаленность
от очагов культуры
– недоступность
дополнительного
образования,
Можно принять участие Недостаточное
в целевых
финансирование
государственных
системы образования
программах
цифровизации и
развития
дополнительного
образования
Накопленный
практически опыт
образовательной и
оздоровительной
деятельности
Недостаточно
опыта в
организации
маркетинга
Удовлетворенность
родителей работой
детского сада
Невысокая заработная
плата, косвенным
образом влияющая на
престиж профессии и
стимулирование
педагогов развиваться,
внедрять новые
технологии
В связи с большим
количеством инноваций
в области дошкольного
образования есть риск не
довести до результата
выбранные направления
Характеристика достижений организации.
Достижения педагогов за 2021-2022 гг.
Муниципальный уровень
Название конкурса
Результат
Конкурс педагогического мастерства «Педагогический
дебют»
участие
Муниципальный профессиональный конкурс
«Учитель-дефектолог-2021»
1 место
Профессиональный конкурс «Воспитатель года - 2023»
3 место
Мастер-класс для педагогического сообщества учителейлогопедов и учителей-дефектологов г. Серова «Психологопедагогические технологии, применяемые в работе с детьми
дошкольного возраста, имеющими нарушения речи».
докладчик
Межрегиональная научно-практическая конференция:
«Естественные жизненные ситуации, как ежедневная
возможность улучшения функционирования ребёнка и семьи»
ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс»» г. Екатеринбург
Выступление с докладом.
Тема: «Формирование
предпосылок
фонематических
представлений у детей
раннего возраста с
неврологической
симптоматикой»
Областной уровень
Конкурс-выставка «Дидактические игры в коррекционнообразовательной деятельности». Номинация: «Лучшие
логопедические игры»
1 место
Всероссийская научно-практическая конференция
«Развивающая речевая среда в образовательной организации:
проблемы, технологии»
Выступление с докладом
Тема: «Развитие мелкой
моторики как эффективный
способ профилактики
трудностей овладения
навыками письма у детей
старшего дошкольного
возраста с дизартрией»
Сборник УРГПУ «Научно-методологические основы
формирования физического и психического здоровья детей и
молодёжи»
Публикация «Развитие
мелкой моторики как
эффективный способ
профилактики трудностей
овладения навыками письма
у детей старшего
дошкольного возраста с
дизартрией»
слушатель
Фестиваль «Марафон педагогических идей» ИРО
г. Екатеринбург
Конкурс сайтов педагогов
3 место
Центр участия и проведения Международных и
всероссийских конкурсов «Твори, участвуй, побеждай»
3 участника – 1, 2 места
Всероссийский уровень
Центр участия и проведения Международных и
всероссийских конкурсов «Твори , участвуй, побеждай»
Лучшая организация летней физкультурно-оздоровительной
работы с детьми
1 место
Международный научный форум «Обучение и воспитание:
опыт, традиции и трансформации» Конференция: «Цифровые
технологии в образовании: от традиционной к цифровой
дидактике»
ПГГПУ, г. Пермь
Международная акция «Книжка на ладошке»
слушатель
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для
работников образования «Педагогический мастер-класс»
Онлайн-семинар «Тьюторское сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья в процессе
образовательной деятельности»
1 место
участник
участие
Достижения воспитанников
Название конкурса
результат
Муниципальный уровень
Конкурс детского творчества среди воспитанников ДОУ
номинация «Хореография»
3 место
Соревнования «Дорожные старты» (профилактика ПДД)
1 место
Фестиваль ГТО
Диплом победителя
Вокальный конкурс «Мосты любви»
Диплом участника
Конкурс декоративно-прикладного творчества «И снова май,
цветы, салют и слёзы…»
2 место
Городской конкурс видеороликов «Пусть мама услышит»
2 место
Городской новогодний конкурс. Номинация: «Сказочный
персонаж»
Фестиваль детского технического творчества «Традиции
храня и умножая»
Областной уровень
Творческий конкурс видеоклипов «Гимн России»
Международный уровень
1 место
Международный конкурс чтецов «Святое дело- Родине
служить», посвящённый Дню защитника Отечества «Письмо
из окопа»
Международный конкурс чтецов стихотворений «Мировая
поэзия» для детей-инвалидов
1 место
Диплом лауреата
1 место
1 место
Международный конкурс чтецов для детей «Стихов немало
есть на свете»
1 место
Международный конкурс проектов «Я-исследователь»
Международный образовательный портал «Солнечный свет»
конкурс «Безопасная среда»
1 место
Международная олимпиада «Моя семья». СМИ «Классный
час»
1 место
1, 2 места 10 участников
Центр участия и проведения Международных и всероссийских
конкурсов «Твори, участвуй, побеждай». Конкурс «У ПДД нет
каникул»
1 место
Раздел II. Концепция развития детского сада
Актуальность разработки программы развития обусловлена модернизацией системы
образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов,
диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского
сада.
Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного
образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех
участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей
(законных представителей).
Качественное внедрение ФГОС ДО в образовательном процессе требует комплекса
мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный
процесс. Предстоит дальнейшая работа по перестроению сознания педагогов с учебнодисциплинарной модели построения образовательного процесса и общения с детьми на
модель личностно-ориентированную.
Существенные изменения в системе образования требуют изменений в
квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими
качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными
знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе.
Основной вектор деятельности детского сада направлен на развитие индивидуальных
личностных ресурсов ребенка, его творческих способностей и ведущих психических
качеств. Личностно-ориентированный подход в центр образовательной системы ставит
личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее
развития, реализации ее природных потенциалов. Эту тенденцию учитывает и рабочая
программа воспитания, на основе которой детский сад ежегодно разрабатывает
календарный план воспитательной работы. Рабочая программа воспитания и календарный
план воспитательной работы являются составными частями ООП ДО.
С целью успешной реализации основных направлений развития детского сада до 2025
года работники проходят повышение квалификации в соответствии с разделом программы
«Мероприятия по улучшению кадрового состава».
Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели, задачи, этапы
реализации и ожидаемые результаты
Миссия детского сада заключается в создании условий, обеспечивающих высокое
качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых
компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель
взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и
индивидуальных способностей.
Ключевые приоритеты развития детского сада до 2025 года:
•
•
•
•
•
•
•
•
эффективная реализация комплексной программы развития, воспитания и
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую
условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам
здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально
ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное,
социальное, эстетическое и речевое развитие;
уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через
поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных
методик определения результативности в развитии детей;
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования,
преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования,
интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
построение личностно-ориентированной системы образования и коррекционной
помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума
в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений
относительно деятельности детского сада;
создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через
конкурсы разного уровня, проектную деятельность;
усиление роли комплексного психолого-педагогического сопровождения всех
субъектов образовательного процесса;
повышение профессионального мастерства педагогов.
Целью программы является повышение конкурентных преимуществ детского сада в
условиях быстро меняющейся экономико-правовой среды.
Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:
•
•
•
•
•
•
расширение спектра качественных образовательных, коррекционных и
информационно-консультативных услуг;
внедрение в практику детского сада новых форм работы с воспитанниками, в том
числе цифровых;
развитие сетевого взаимодействия со спортивными организациями и
организациями сферы культуры;
мониторинг процесса реализации ФГОС ДО в детском саду;
повышение качества работы с одаренными детьми;
реализация программы здоровьесбережения воспитанников.
Этапы реализации:
Первый этап реализации Программы развития: разработка документов, направленных
на методическое, кадровое и информационное обеспечение развития детского сада,
организацию промежуточного и итогового мониторинга реализации программы.
Второй этап реализации Программы развития: реализация мероприятий, направленных
на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации
мероприятий программы, коррекция программы.
Третий этап реализации Программы развития: итоговый мониторинг реализации
мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их
решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и
постановка новых стратегических задач развития.
Раздел IV. Мероприятия по реализации Программы развития
Мероприятия по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей
деятельности
Вызов среды. Проблема.
Все чаще в детский сад поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к
простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения
в состоянии здоровья (высокий процент патологии опорно-двигательного аппарата среди
детей), требующие повышенного внимания, консультаций специалистов.
Рост числа взрослых (родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья,
проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни.
Хотя физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа детского сада и
ведутся в системе, но требуют серьезной коррекции мониторинга здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей деятельности детского сада и взаимодействия с социумом в
вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного
процесса.
В детском саду отсутствует физиотерапевтический кабинет, малый зал лечебной
физкультуры, оборудованный мини-тренажёрами. Недостает работников с медицинским
образованием, чтобы организовывать физиолечение, массаж. Недостаточный объем
финансирования не допускает возможности реабилитационной работы с детьми НОДА.
Перспективы развития.
Разработка программы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей, организация коррекционной работы с детьми НОДА инструктором по
лечебной физкультуре на платной основе, ведение инновационной деятельности
учреждения в данном направлении. Это поможет, в конечном счете, добиться стабильной
положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего
поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого
населения.
Возможные риски.
Потенциальные потребители образовательных услуг могут недооценивать значимость
физкультурно-оздоровительной работы дошкольников, предпочитая посещение
дополнительных занятий художественно-эстетического и познавательного циклов.
Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными
диагнозами, с подготовительной группой здоровья.
Мероприятия по периодам реализации программы
Первый этап (2022-2023 гг.)
1. Мониторинг качества
здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей
деятельности в учреждении.
2. Создание условий для
оптимизации системы
физкультурнооздоровительной работы в
детском саду.
Второй этап (2023-2024 гг.)
Третий этап (2024 – 2025 гг.)
1. Совершенствование структуры
и внедрение в практику детского
сада программы по
формированию культуры
здорового и безопасного образа
жизни детей дошкольного
возраста и индивидуальной
работы с детьми по поддержанию
и укрепления здоровья детей
раннего и дошкольного возраста.
1. Комплексная оценка
эффективности формирования
культуры здорового и безопасного
образа жизни,
здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей
деятельности детского сада.
2. Транслирование опыта работы
дошкольной организации в
вопросах приобщения детей и
взрослых к культуре здоровья
через систематический выпуск
буклетов и информационных
листовок и их распространение.
2. Организация распространения
положительного опыта по
формированию культуры
здорового и безопасного образа
жизни, здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей
3. Мониторинг эффективности
4. Совершенствование системы деятельности учреждения и семей работы по профилактике
воспитанников.
заболеваний и асоциального
мониторинга качества
поведения среди выпускников
здоровьесберегающей и
3. Разработка и реализация
детского сада, целесообразности
здоровьеформирующей
комплексного плана
работы по профилактике
деятельности учреждения.
профилактики возникновения у
ценностей здорового образа жизни.
воспитанников вредных
привычек, формирования у них
4. Разработка и реализация
культуры здоровья. Организация проектов по формированию
межведомственного
культуры здоровья и безопасного
взаимодействия в этом
образа жизни,
направлении.
здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей
4. Разработка совместных планов направленности.
работы с учреждениями
здравоохранения.
3. Создание условий для
осуществления в детском саду
работы по профилактике
заболеваний, пропаганде
здорового образа жизни.
5. Реализация системы
мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, снижения
заболеваемости работников
детского сада.
Мероприятия по улучшению кадрового состава
Вызов среды. Проблема.
Старение педагогических кадров. Несоответствие потребности родителей в
высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно
снижающегося престижа педагогических профессий.
Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров.
Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и
проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт
своей работы.
Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в
работе временных творческих групп, участвуют в конкурсах профессионального
мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки
педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей
компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут
составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить
максимально возможное качество образовательной услуги.
Возможные риски.
Дальнейшее «старение» коллектива, отток квалифицированных кадров в связи с
переходом к новым моделям дошкольного образования.
Мероприятия по периодам реализации программы
Первый этап (2021-2022гг.)
Второй этап (2022-2023 гг.)
1. Анализ актуального
1. Реализация плана
состояния кадровой обстановки мотивирования и стимулирования
в учреждении.
инновационной деятельности и
проектной культуры педагогов,
профилактики профессионального
2. Разработка комплексного
выгорания, стремления к
поэтапного плана по
повышению профессиональной повышению своей квалификации.
компетентности медикопедагогического и
2. Организация
обслуживающего персонала в
межведомственного
условиях реализации ФГОС
взаимодействия, создание системы
ДО.
социального партнерства с
организациями образования,
культуры, здравоохранения
3. Разработка стратегии
повышения привлекательности города.
учреждения для молодых
специалистов.
3. Обеспечение научнометодического сопровождения
образовательного,
4. Пересмотр содержания
Правил внутреннего трудового оздоровительного и
коррекционного процессов в
распорядка, Коллективного
рамках ФГОС ДО, осуществления
договора детского сада.
Третий этап (2023 – 2024 гг.)
1. Комплексная оценка
эффективности введения
профессионального стандарта
педагога.
2. Определение перспективных
направлений деятельности
детского сада по повышению
профессионального уровня
работников.
3. Выявление, обобщение и
транслирование передового
педагогического опыта на разных
уровнях через конкурсы
профессионального мастерства,
участие в конференциях,
публикации в СМИ, сайте
детского сада, проектную
деятельность и т.д.
4. Анализ эффективности
мероприятий, направленных на
5. Создание условий для
составления портфолио
каждого педагога
образовательного учреждения,
как формы обобщения опыта
педагогической деятельности.
исследовательской и проектной
деятельности педагогов.
социальную защищенность
работников детского сада.
4. Осуществление комплекса
социально-направленных
мероприятий с целью создания
положительной мотивации труда у
сотрудников.
5. Осуществление портфолизации
достижений каждого педагога в
соответствии с ФГОС ДО.
Мероприятия по материально-технической модернизации детского сада
Вызов среды. Проблема.
Связь детского сада со средствами массовой информации находится на недостаточном
уровне. Неполностью организована рекламная кампания услуг, предоставляемых детским
садом, редко используются возможности СМИ для транслирования передового
педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на
родительском собрании или тематических стендах в группах. Из бесед с родителями,
детей, поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они
получили в основном от родственников и знакомых и только 10% - с сайта
образовательной организации.
Недостаточно используются возможности:
СМИ (деятельность детского сада в последние годы практически не освещалась на
телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации),
•
полиграфии (буклеты, календари, стенды и плакаты, отражающие жизнь детского
сада не выпускались).
Перспективы развития.
Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа учреждения
среди заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования
передового педагогического опыта работников детского сада в области дошкольного
образования.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести его на более
высокий качественный уровень.
Мероприятия по периодам реализации программы
Первый этап (2022-2023гг.)
1. Создание системы условий,
обеспечивающей всю полноту
Второй этап (2023-2024гг.)
1. Работы по обновлению
предметно-
Третий этап (2023 – 2024
гг.)
1. Анализ эффективности
внедрения
развития детской деятельности
и личности ребенка,
включающей ряд базовых
компонентов, необходимых
для полноценного
физического, эстетического,
познавательного, речевого и
социального развития детей.
2. Анализ степени
удовлетворенности родителей
качеством образовательных
услуг, предоставляемых
детским садом и повышение
престижа дошкольного
учреждения среди
потенциальных потребителей
образовательных услуг (в
рамках социологического
мониторинга):
анкетирование;
выпуск рекламных
буклетов и
информационных
листовок;
• организация дней
открытых дверей;
• проведение досуговых
и информационнопросветительских
мероприятий для
родителей;
• трансляция
передового опыта
детского сада через
СМИ, сеть Интернет.
•
•
3. Организация
межведомственного
взаимодействия с целью
повышения качества работы с
родителями. Заключение
договоров о сотрудничестве и
планов взаимодействия с
МБОУ Школа № 23, детской
библиотекой и др.
организациями.
пространственной среды и
материально-технической
базы детского сада за счет
различных источников
финансирования.
2. Дифференцированная
работы с семьями
воспитанников и
родителями, с детьми
раннего и дошкольного
возраста:
- по повышению
педагогической и
валеологической культуры
молодых родителей;
- повышение престижа
детского сада среди
заинтересованного
населения при помощи
досуговой деятельности.
3. Повышение престижа
детского сада среди
заинтересованного
населения через
налаживание связей со
СМИ (публикации,
репортажи),
полиграфическими
организациями (буклеты,
листовки), сетью Интернет
(совершенствование работы
официального сайта
организации),
портфолизации
воспитанников и детского
сада в целом.
ресурсосберегающих
технологий.
2. Мониторинг
престижности дошкольной
образовательной
организации среди
родителей с детьми раннего
и дошкольного возраста.
3. Комплексная оценка
эффективности реализации
программы психологопедагогической поддержки
семьи и повышения
компетенции родителей в
вопросах развития и
обучения, охраны и
укрепления здоровья детей.
4. Поддерживание
положительного имиджа
детского сада, обеспечение
возможности для
транслирования передового
педагогического опыта
работников детского сада в
области дошкольного
образования.
Мероприятия по актуализации локальных нормативных актов детского сада
Вызов среды. Проблема.
В 2020 году существенно изменилась нормативная база, которая регулирует деятельность
детского сада. Много нормативных документов уже вступило в силу, значительное
количество вступит в силу в первой половине 2022 года. В связи с этим устарела большая
часть локальных нормативных актов детского сада.
Перспективы развития.
Надо создать рабочую группу для актуализации локальных нормативных актов детского
сада в составе: заместителя заведующего, старшего воспитателя и делопроизводителя.
Поручить членам рабочей группе провести ревизию локальных нормативных актов
детского сада и подготовить проекты их изменений. Срок – до марта 2023 года.
Мероприятия по цифровизации детского сада
Вызов среды. Проблема.
С каждым годом цифровые технологии становятся все доступнее и совершеннее. Дети
включаются в цифровой мир почти с рождения. При актуальной цифровизации
образовательной среды и всей работы детского сада важно сохранить сенсорное развитие
ребенка как первую чувственную ступень познания окружающего мира и формирования
мышления.
Перспективы развития.
В современных условиях первоочередным становится цифровое развитие педагога,
который взаимодействует с детьми, совершенствование технической базы дошкольной
организации для упрощения и повышения эффективности ее работы. В связи с этим детский
сад планирует принять участие в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда»:
обновить компьютерное оборудование и повысить квалификацию работников до декабря
2023 года.
Раздел V. Мониторинг реализации программы развития
Ожидаемые результаты
Улучшение качества предоставляемых
образовательных услуг через обновление
структуры и содержания образовательного
процесса с учетом внедрения
инновационных подходов
Повышение эффективности психологопедагогической помощи детского сада
Критерии эффективности
Устойчивая положительная динамика
образовательных достижений
воспитанников и состояния их здоровья.
Рост удовлетворенности родителей
учащихся качеством образовательных
услуг по результатам анкетирования
Стабильная положительная динамика в
вопросах поддержания и укрепления
здоровья подрастающего поколения,
приобщения к здоровому образу жизни
заинтересованного взрослого населения.
Интеграции детей с различным
состоянием здоровья, уровнем развития,
степенью адаптированности в условиях
дифференцированных микрогрупп для
достижения максимального качества
образовательного процесса.
Дальнейшая
информатизация образовательного
процесса и управления
Расширение перечня образовательных
возможностей, социально-образовательных
партнерств
Повышение эффективности системы по
работе с одаренными и талантливыми
детьми
Модернизация образовательной среды:
пополнение материально-технических
ресурсов детского сада современным
учебным компьютерным оборудованием и
программным обеспечением
Создания целостной системы, в которой
все этапы работы с ребенком, были бы
взаимосвязаны.
Увеличение доли использования ИКТинструментов в образовательном
процессе и администрировании
Детский сад налаживает сетевое
взаимодействие с другими организациями
для образовательного и иных видов
сотрудничества
Повышение результативности по
выявлению, поддержке и сопровождению
одаренных детей и рост результативности
интеллектуально-творческих достижений
Увеличение доли современного учебного
ИКТ-оборудования и программного
обеспечения